Экологический кризис и преобразование общества. 12 тезисов экосоциализма

 1. Человечество в настоящее время разрушает естественные основы своей жизни.

2. Это разрушение, со всей очевидностью, связано с внутренними закономерностями капитализма (побуждение к росту, накопление, не считающееся ни с чем, по соображениям прибыли, конкуренция). Он должен был преодолен.

3. "Реальный социализм" доказывает, что данное конкретное преодоление капитализма, ликвидация частной собственности на средства производства, не приносит разрешение кризиса внешней природы.

4. Необходимое спасение условий человеческой жизни во внешней природе требует радикального изменения в самом производстве и, тем самым, в потребительских привычках большинства людей в индустриальных метрополиях.

5. Эмансипация народов Третьего мира, конкретная форма которого будет должна быть избрана ими самими, их обеспечение продовольствием, одеждой и жильем, а также достойная человека жизнь не только наталкивается на интернациональный капитал, но и требует (причем настоятельно) иной модели потребления в индустриальных метрополиях.

6. Разрушение окружающей среды и положение Третьего мира требует от любого будущего общества моментов сознательного воздержания и отказа от полюбившихся привычек с тем, чтобы сделать возможной повсюду достойную человека жизнь, устранить накопленный ущерб (склады отходов) и предотвратить непредсказуемые эффекты и разрушения, возникающие в процессе производства.

7. Такое воздержание отнюдь не является всеобщим. Общество равенства, которое устраняет богатство немногих и справедливо распределяет его; которое устраняет / сокращает как производство бессмысленных благ (военную машину), так и относящиеся к этой системе "услуги" (систему страхования) и репрессивные функции (государственный аппарат), и не отказывается от изготовления потребительских ценностей только потому, что уровень прибыли оказывается недостаточно высоким; которое не уничтожает потребительские ценности, если те не могут быть с прибылью выброшены на рынок, – такое общество сможет также выровнять / устранить в материальном отношении многое из того, что порождено этой капиталистической системой в плане бедности, социальной нестабильности и переизбытка рабочей силы.

8. Бережное, предвидящее будущее обращение с природой и собственным телом / разумом может быть осуществлено лишь в том случае, если угроза голой материальной нужды не забьет все остальное. Это подразумевает наличие промышленного производства и вмешательства в природу.

9. Важно однако, то, что нынешние потребности принадлежат к нынешней общественной системе (и ее предшественникам). Они подлежат критике и изменению. Радикальные потребности, которые являются чем-то иным, нежели копией условий жизни и потребления господствующего класса; которые направлены в том числе на человеческое творчество, социальность, наслаждение природой и т.д. – уже сегодня служат важными мотивами восстания против этой системы.

10. На систему потребностей сильный (хотя и не исключительный) отпечаток накладывает место человека в процессе производства. Только если здесь удастся остановить разрушение человеческого здоровья и творческого потенциала; если здесь будет, насколько это возможно, отвоеван творческий труд, будет возможным постепенное обретение подлинно человеческих потребностей. Лишь на этом пути общество сделает возможным "экологический разум", без диктаторско-деспотических мер государства против людей.

11. С этой точки зрения, отказ от "продуктивизма" становится конечным проявлением назначения общественного производства. Положение человека в процессе производства (и воздействие на внешнюю природу человека) приобретают центральное значение. Это сегодня возможно тем более, что способность человечества воспроизводить фундамент своей жизни в продуктивном взаимодействии с природой выросла в невероятной степени. Тем самым выросла и объективная свобода заново определить соотношение между трудом и жизнью, не впадая в необходимость всего лишь распределять нужду.

12. Как и производительность, так и "свободное время" (то есть, сокращение рабочего дня) не являются единственной или определяющей мерой общественного богатства.

Райнер Трамперт, Томас Эберманн

Из книги "Будущее зеленых" (1984)