Андрей Фёдоров. Война и не-война

В свое время один известный прусский генерал выразился в том духе, что "Война — это продолжение политики другими средствами". И это действительно так, но, не всецело. Такой подход – лишь половинчатый взгляд на одно из самых мерзких проявлений человеческого разума – свойство разрушать и убивать "в интересах Государства".

Конечно, война может быть и не в государственных интересах, например – классовая, да и даже межплеменная – это уже явление несколько иного порядка. Однако дело в том, что та же "межплеменная война" — это война "государств" в миниатюре, т.е. по сути – всё тоже воплощение формулы о продолжении политики. Что же касается войны классовой, то, как ни крути, это преходящее явление, которое есть порождение существования государств и классов. Еще может быть война в интересах экономических, но и она, в конечном счете, взаимосвязана с интересами государств, пусть в наше время и пытается временами вырваться из их тесных объятий, т.к. каждая крупная транснациональная корпорация в эпоху упадка национальных государств стремится блюсти свои интересы в обход "своих" государств, время от времени вытесняя и подменяя их своими собственными интересами. В любом случае, война неразрывно оказывается связанной с Государством как таковым в его всевозможных ипостасях.

Однако, вернемся к главному – к половинчатости акцентирования внимания на войне через политику. Точнее перейдем с макроуровня химерических абстракций, так часто манипулирующих нашими жизнями (и судьбами, если выражаться более "поэтично"), на микроуровень отдельных личностей. Ведь именно на этом уровне война проявляет свои наиболее омерзительные свойства. И вот тут оказывается, что война на уровне конкретных людей – это не более чем легализация и "легитимация" всего того, что итак происходит каждый день по всему миру – уголовных преступлений против личности. Только теперь все это прикрывается фиговым листком патриотизма, родины, национальных интересов.

По итогам войны историю пишут победители, демонизируя побежденных и обеляя себя, находят тысячи оправданий для своих преступлений. Нагляднейшей иллюстрацией этого служит история Второй мировой войны. Так, когда Энтони Бивор живописует ужасы войны и преступления всех участников конфликта, он умудряется найти оправдание атомным бомбардировкам Японии, дескать те иначе бы не сдались в силу особенностей национальной психологии. Когда же читаешь Макса Хейстингса, то видишь гораздо более одиозный пример двойных стандартов: автор много пишет о страданиях мирного населения всех стран-участниц конфликта, однако умудряется оправдать и преступления против мирного населения советской армии (в конце концов, они помогали бороться с бОльшим злом – Гитлеровской Германией), и союзников (они де не ставили своей целью истребление конкретных групп населения, как то делали нацисты во имя своей идеологии). "Война всё спишет", что называется.

Между тем, как я уже выразился выше – война на микроуровне – это именно "легализация" и "легитимация" преступлений против личности. И именно поэтому выделение войны как таковой из общей ткани мир-системы на самом деле в известной степени лицемерно. Да, в условиях войны вероятность стать калекой или погибнуть для отдельных людей увеличивается, однако же это вовсе не означает, что в мирной жизни все так уж хорошо. Вот попробуйте объяснить жертве уличного / домашнего насилия, или человеку, у которого какой-нибудь отморозок убил или покалечил (в т.ч. психологически) кого-то из близких, что война хуже мирной жизни. На самом деле тысячи людей успевают пройти через свой персональный Ад без каких либо войн. Война – это лишь гротескное продолжение всего того худшего, что итак есть в мир-системе: насилия, угнетения, политики, погони за экономическим выигрышем.

Война иррациональна, и все же она есть, т.к. иррациональна сама общественная система, в которой мы живем: в экономических интересах одних, других обрекают на голод и лишения; во имя политики целые народы обращаются в рабство и подвергаются истреблению; во имя патриотизма людей убивают и калечат. Война – это легализация страданий. И это только подчеркивает химеричность капиталистической мир-системы и власти Государств, как таковых, власти человека над человеком.