Капитализм и рабство в Бангладеш

Публикуем перевод статьи о рабстве в Бангладеш, написанной А.К.М. Шихабом, активистом создаваемой Бангладешской анархо-синдикалистской федерации 

Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей. Так было образно сказано. Когда-то Европа отменила рабство, по меньшей мере официально, но оно было заменено рабством "наемного труда", при котором работники были вынуждены жить в условиях крайней нищеты в Европе тогдашней, так же как работники вынуждены жить в условиях крайней нищеты в странах "третьего мира" сегодня.

В нашей стране люди страдают не только от рабства наемного труда; здесь рабство все еще существует в своей самой порочной и варварской форме, хотя сейчас на дворе уже двадцать первый век. И это усугубляется глобализацией капитализма.

Сегодня рабство и торговля людьми в Бангладеш тесно связаны с мировым рынком. По подсчетам, в 2012 г. от 330 до 360 тысяч наших братьев и сестер пребывали в рабстве. Бангладеш занимает 10-е место в списке стран, в которых существует рабство. Исторически оно концентрировалось в сельской местности, где наиболее сильны полуфеодальные условия и традиции. Большая часть земли и власти там находится в руках помещиков.

Массы настолько бедны, что живут на грани голодной смерти. Многие из наших семей живут под постоянной угрозой потерять все. Многие из наших семей уже потеряли все. Мы изгнаны с земли. Мы голодаем. Мы болеем. Мы впадаем в долги, которые никогда не сможем вернуть. Наши дети становятся рабами местных помещиков, ростовщиков, капиталистов и преступных организаций. Многие бегут в город в поисках лучшей жизни, но сталкиваются с жестоким разочарованием. Там феодальное варварство смешивается с жестокостью либерального капитализма.

Больше всего страдают самые невинные. Наши дети, как скотина, эксплуатируются сельскими и городскими олигархами. Наши жены и дочери похищаются и продаются в рабство секс-торговцами. Их тела экспортируются и потребляются на мировом рынке. Тела наших людей – всего лишь очередной товар для империи...

"Она заходит в комнату, завернутая в красное сари, а под глазами у нее – большие черные мешки. Она рассказывает свою историю медленно, запинаясь и бормоча: Суфия выросла в деревне недалеко от Хульны на юго-западе Бангладеш. Ее родители были крестьянами фермерами; она была одним из восьми детей. «Мои родители не могли заниматься мной, – говорит она. – У нас не хватило денег на еду». А затем пришла ложь. Когда Суфии было 14 лет, к ее родителям приехала женщина-соседка и сказала, что может найти ей хорошую работу в Калькутте в качестве горничной. Она будет жить хорошо; она изучит английский язык; у нее будет сытое будущее. «Я была так взволнована, – говорит Суфия. – Но как только мы прибыли в Калькутту, я поняла, что что-то не так. Я не знала, что такое бордель, но могла видеть, что дом, в который она меня привезла, был плохим домом, где женщины носили мало одежды, и множество плохих людей приходили и выходили». Соседке было вручено 50 000 така (около 500 фунтов стерлингов) за Суфию, затем она сказала ей делать то, что ей скажут, и исчезла".

Еще одна история:

"«Джесси сказала мне, что купила меня как рабыню за 40 тысяч така у Мониры и Джояти, и поэтому я должна работать бесплатно», – рассказала Бедена. Пара нередко пытала ее, выливая ей на тело горячую воду, коля ее раскаленными кухонными ножами и избивая палками и катящимися булавками, говорит Бедена. Джесси как-то пытала ее во вторник утром под предлогом того, что Бедена не смогла приготовить завтрак вовремя, и бросила ее лежать без сознания. Очнувшись, она обнаружила себя в ванной".

И еще:

"Столкнувшись с сильной нищетой, его отец-крестьянин отправил его в раннем возрасте в столицу, чтобы работать в качестве домашней прислуги, рассказал Мохаммад Садек Али, двоюродный брат мальчика. Другой двоюродный брат Ясмин привел его из Кишореганджа в город Дакку около двух с половиной месяцев назад и устроил его на работу в доме в Мохаммадпуре возле мечети. «Люди в доме, где я работал, кормили меня раз в день. Утром я получил немного риса, и так это было... ». Тело Масума было покрыто шрамами. На спине виднелись глубокие пурпурные рубцы, которые уже пересекались старыми шрамами. Он рассказал, что его ударили по голове штангой, а шрамы были от травм, когда домохозяйка выпорола его связкой проводов. На левом локте было видно почернение. «Она жгла меня здесь горячей железной ложкой», – рассказал Масум. Его двоюродная сестра спасла его в пятницу, обнаружив его в ужасающем состоянии. Ребенок сказал, что ему велели спать в ванной. «Пол был мокрым». Он занимался стиркой, вытаскивал матрасы на крышу, чтобы разложить их на солнце, подметал и мыл пол".

И еще:

"Практика эксплуатации бангладешских рабочих в Малайзии – это не что иное, как торговля людьми; правительства Бангладеш и Малайзии не способны защитить права трудящихся, – говорит Ирен Фернандес, ветеран движения в защиту прав мигрантов в Малайзии. – Когда они привезли массу рабочих в Малайзию, их интересовала только быстрая прибыль. Аутсорсинговые компании сказали бангладешским брокерам по трудоустройству: платите нам по 500 ринггитов за одного работника, найдите им них работу и делаете все, что хотите. Таким образом, бангладешские брокеры по трудоустройству просто купили рабочих у аутсорсинговых компаний и буквально сделали их рабами. Брокеры тогда сказали рабочим: идите и работай, а мы дадим вам еду и жилье. И рабочих заставляли работать по два, три или четыре месяца".

"Первый мир" доволен рабством наших людей. Он не видит и не чувствует нашу боль. Там довольны дешевыми товарами, наполняющими их дома. Глобальные корпорации заявляют, что держать население под контролем – это хорошо для бизнеса. Наш пот и наши слезы обеспечивают процветание их империи. Коррумпированных политиков не интересует наша боль. Их уши не слышат наших криков, они слышат только приказы своих имперских хозяев, которые хорошо платят им за то, чтобы держать нас в цепях. Исламистов бедные тоже не интересуют: они заявляют, что рабство приемлемо, согласно их извращенному сознанию. Они просто хотят, чтобы мы были рабами их варварского халифа, который пьет народную кровь. Феодалов и местных капиталистов все это тоже не интересует, они сами держат кнут для империи. А либеральные неправительственные организации просто используют нашу боль для того, чтобы расширить капиталистический контроль над нашей жизнью.

Нам нечего терять, кроме наших цепей. Мы говорим "нет". Нет – рабству, бедности, голоду, насилию, болезням, невежеству и жестокости. Мы – это те, кто создают богатства. Мы – это те, кто работают. Мы – те, кто выращивают еду. Нас огромное большинство. Это они нуждаются в нас, нам они не нужны. Мы можем обрести силу, если будем смелыми.

И мы говорим "да". Да – свободе, земле, домам, процветанию, здоровью, труду, образованию и достойнству. Сегодня мы растим семена этого в самих себе, в наших семьях, в наших общинах. Тотальное освобождение, тотальная революция – ради наших детей и их детей. Нашим урожаем станет революция, лучший мир. Будущее принадлежит нам! Одна борьба, одна земля, один народ, одна организация, одна федерация, одна правда – анархо-синдикализм!

https://libcom.org/library/socio-economic-condition-bangladesh