Жан Отстон - композитор-анархист и автор первого гимна Китайской Республики

  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.

Будущий композитор, анархист и эсперантист Жан Отстон (Jean Hautstont) родился в Брюсселе 13 декабря 1867 г. в музыкальной семье. Музыкантами были его дед Жан-Шарль и отец Ипполит, матерью Жана стала кружевница Элизабет Байи (Bailly). Их дети также избрали профессии, связанные с музыкой: Жан стал контрабасистом и композитором, получив образование в Королевской консерватории в Брюсселе, его брат Шарль – скрипичных дел мастером, сестра Барб – пианисткой. Жан и Шарль активно участвовали в анархистском движении в Бельгии, поддерживая тесные связи со знаменитым французским анархистом-географом Элизе Реклю, ставшим профессором Брюссельского университета. В 1892 г. они вступили в Брюсселе в группу "Секция искусства молодых", которая объединяла молодых представителей искусства. Они стремились "пробудить в массах эстетическое чувство, которое, развившись, не может не привести трудящихся к идеалу – анархии". В группу входили не только бельгийцы, но и иностранцы.

Шарль, обладавший, по описаниям полицейских, "ликом Христа", подготовил переиздание "Гуманисфера" Жака Дежака, а в 1895 г. участвовал в бельгийском комитете по сбору средств в помощь анархистам, репрессированным в Испании.

В 1890-х гг., вместе со своей подругой Люсьен-Юбертин Массе (на которой он женился в марте 1900 г.), Жан укрывал в Брюсселе зарубежных товарищей, которые спасались в Бельгии от репрессий в своих странах. Среди них был француз Пишанкур, высланный в 1891 г. Молодой музыкант посещал анархистские собрания в доме №22 по улице La Colline. Он сотрудничал в анархистской газете "Ля Мизер", которая выходила в бельгийской столице с 9 апреля по 24 сентября 1892 г. (директор – Жан Профите, наборщик Альбен Вильваль; вышло 10 номеров). Полиция сообщала, что Жан Отстон "отказывался от еды, чтобы передавать деньги Вильвалю" и помогать газете.

Кроме того, в 1892–1893 гг. он вместе с Шарлем участвовал в издании журнала "Ля лютт пур ль ар" ("Борьба за искусство"), который выпускался молодыми анархистами из мира искусства, а в 1895–1904 гг. они издавали в Брюсселе "Библиотеку "Тан нуво"": в этой серии вышли, в частности, известные работы Кропоткина, Реклю, Малатесты и других теоретиков анархизма. В домашней типографии братья печатали музыкальные произведения, которые не публиковались официально из-за их анархистского характера.

До мая 1895 г. Жан работал контрабасистом в театре "La Monnaie", а затем участвовал в различных зарубежных турне, в том числе, в Каире (1895 г.) и Китае (1896 г.). 30 апреля 1898 г. его квартира подверглась полицейскому налету и обыску.

В 1903 г. полиция сообщает о переезде Жана Отстона в Париж (хотя из списка бельгийских анархистов его исключили только в августе 1908 г.). В столице Франции он сближается с оперной певицей, журналисткой и исследовательницей-ориенталисткой Александрой Давид-Неель (Александрой Мириаль, 1868–1969), которая также примыкала к анархистским кругам. В 1905 г. они написали оперу "Лидия": Отстон сочинил музыку, Мириаль – текст. В 1907 г. из-под пера композитора вышла лирическая драма "Воскресение", по одноименному произведению Льва Толстого. В том же году в Париже Высшая школа искусств и графических ремесел выпустила его сочинение "Автономная музыкальная нотация, основанная на классификации звуков по количеству их вибраций и нынешнем состоянии физиологического развития органа слуха, с устранением всех трудностей диатонической нотации, и в соответствии с все более сложными потребностями современного искусства". В этой работе Отстон предлагал новую систему музыкальной нотации, как альтернативу диатонической системе. Эти идеи встретили интерес у прославленного Клода Дебюсси. Книжка имела большой успех; в 1908 г. она была переведена Лю Юином и на китайский язык.

Жан Отстон становится признанным музыкантом. Некоторое время он даже служил композитором при дворе монакского князя. В 1913 г. музыкант выпустил "Сольфеджио".

В 1909 г. Отстон получает паспорт для турне по России. Позднее он оказывается в Китае, где ему было суждено стать автором первого официального гимна только что родившейся Китайской республики.

Синьхайская революция 1911 г. свергла многовековую Дацинскую династию. Впервые в своей истории Китай был провозглашен республикой. Занявший пост министра образования и культуры Цай Юаньпэй (1868–1940), видный ученый, реформатор языка и будущий ректор Пекинского университета, сочувствовал прогрессивным, республиканским и анархистским идеям. Находясь до 1911 г. в Европе, он сотрудничал с китайскими анархистами-эмигрантами; теперь, заняв пост, он предлагал даже выделить анархистам остров, на котором те могли бы создать новое общество.

В июле 1912 г. Цай Юаньпэй учредил комитет по разработке нового гимна страны. Он должен был носить антидеспотический характер. В качестве текста было решено взять древнее изречение, приведенное в сочинении "Шан шу", которое было написано во 2 в. до н.э. Фу Шэном. Эти слова, по легенде, произнес доисторический император Шунь, передавая власть избранному им за добродетели Юю Великому, усмирителю потопа. Они символизировали перемену, обновление и благоденствие:

"Цинюнь лань си,

Цзю маньмань си,

Жиюэ гуанхуа,

Дань фу дань си"

 

"Как широко благодатное небо,

Как ясно его сияние,

Его свет захватывает, как солнце или луна,

Как оно оживает от рассвета к рассвету".

Ван Жунбао добавил к этому тексту еще одну строчку: "Ши цзай фу, тянься фэй ижэнь чжи тянься йе" – "Времена изменились, и страна больше не находится под властью одного человека".

Написать музыку гимна было доверено Жану Отстону. 8 апреля 1913 г. он был исполнен на церемонии открытия первого выборного парламента Китая, а 28 апреля гимн утвердили официально. "Песня благодатного неба" оставалась гимном Китайской республики до 23 мая 1915 г., пока диктатор Юань Шикай не отменил его, недовольный упоминанием о том, что страной не должен править один человек. Когда в 1921 г. "Песню" на несколько лет восстановили в качестве гимна республики (уже с измененной последней строкой), к музыке Жана Отстона больше не возвращались. Новую мелодию написал китайский композитор Сяо Юмэй...

О дальнейшей судьбе Жана Отстона известно мало. В 1922 г. он основал первую современную консерваторию в Китае. В том же году Отстон написал "Триумфальный и пророческий гимн всемирной коммуны". В 1936 г. он становится членом "Общества авторов, композиторов и музыкальных издателей". Точная дата смерти композитора неизвестна; он умер в Китае около 1940 г.

Источники: http://maitron-en-ligne.univ-paris1.fr/spip.php?article215183; http://www.estelnegre.org/anarcoefemerides/1312.html; https://nl.wikipedia.org/wiki/Jean_Hautstont https://en.wikipedia.org/wiki/Song_to_the_Auspicious_Cloud; http://maitron-en-ligne.univ-paris1.fr/spip.php?article155439

Музыка гимна, написанного Отстоном: https://www.bilibili.com/video/av64139265/?p=2