Джорджо Агамбен. О будущем времени.

То, что происходит сегодня в планетарном масштабе, несомненно, является концом мира. Но не в том смысле, какой вкладывается теми, кто пытается управлять им в соответствии со своими интересами - в смысле перехода к миру, более отвечающему новым потребностям человеческого сообщества. Эпоха буржуазных демократий с ее правами, конституциями и парламентами закончилась.

Но, наряду с юридической оболочкой, которая, конечно, также немаловажна, заканчивается мир, который начался с промышленной революции и вырос до двух или трех мировых войн и сопровождавших их тоталитаризма - тиранического или демократического. Если державы, правящие миром, ощутили, что им следует прибегнуть к таким крайним мерам и средствам, как биобезопасность и санитарный террор, которые они вызвали повсюду и без всяких оговорок, но которые теперь угрожают выйти из-под контроля, то это потому, что они, со всей очевидностью, опасались, что у них нет другого способа выжить. И если люди приняли деспотические меры и беспрецедентные ограничения, которым они подвергались без всяких гарантий, то не только из-за страха перед пандемией, но, предположительно, и потому, что более или менее бессознательно они знали:  тот мир, в котором они жили до сих пор, больше не мог продолжаться. Он был слишком несправедливым и бесчеловечным.

Само собой разумеется, что правительства готовят еще более бесчеловечный, еще более несправедливый мир. Но в любом случае, с той или иной стороны, каким-то образом было предречено, что прежний мир - как его теперь начинают называть - не может продолжаться дальше. В этом, как и в любом мрачном предчувствии, несомненно, присутствует религиозный элемент. Здоровье заменило спасение, биологическая жизнь заняла место вечной жизни, и церковь, которая давно привыкла идти на компромисс с мирскими потребностями, более или менее явно дала согласие на эту замену.

Мы не сожалеем об этом мире, который заканчивается; у нас нет ностальгии по идее человеческого и божественного, которую безжалостные волны времени стирают, как песок на берегу истории. Но с такой же решимостью мы отвергаем обнаженную, немую и безликую жизнь и религию здоровья, которую предлагают нам правительства. Мы не ждаем ни нового бога, ни нового человека - скорее мы ищем здесь и сейчас, среди окружающих нас руин, скромную, более простую форму жизни, которая не является миражом. Ведь у нас есть воспоминания и опыт, даже если враждебные силы в нас и вне нас каждый раз в повергают его в забвение.

23 ноября 2020 года

https://www.quodlibet.it/giorgio-agamben-sul-tempo-che-viene