Польша: Размышления о Первомае

На Первомай различные части левого и правого политического спектра выходят на демонстрацию. По сравнению со многими другими местами в Европе, социально-политическая ситуация в Польше выглядит довольно трагично, учитывая почти полную правую идеологическую гегемонию и наступление на права трудящихся и на доступ к социальным услугам, которое уже годами ведется под видом реформ, только-только внедряемых в остальной Европе. И почти никакого социального ответа на это нет.

Участвуя в одном из немногих организованных очагов
сопротивления, я стараюсь сосредоточиться и пытаться идти вперед. Бросим теперь взгляд на те окружающие силы, которые выигрывают от ухудшения кризиса: это правые и крайне правые, тогда как барахтающиеся левые и антиавторитарные движения в ситуации социального отступления изо всех сил пытаются удержаться на плаву.

Старая гвардия левых

Старая левая гвардия окопалась в посткоммунистическом аппарате "Союза демократической левой" (SLD), бывшей правящей партии, которая пытается сохранить свои позиции в парламенте после нескольких лет падения
популярности. SLD пронизан кумовством и давно показал свое истинное лицо: проведение многих неолиберальных реформ, установление единой ставки налога для предприятий, торговля с церковью по поводу репродуктивных прав женщин (в обмен на то, что та не станет слишком раздувать пропаганду против ЕС), помощь США в создании тайных тюрем ЦРУ в Польше, отправка войск в Ирак... Это лишь немногие из их грязных дел.

Федерация профсоюзов OPZZ политически связана со своими давними приятелями из SLD, и на Первомай они идут вместе. OPZZ входит в состав трехсторонней комиссии, которая торгует правами трудящихся в социальном партнерстве с правительством. Хотя многие из рядовых активистов действительно настроены против нового наступления на их права, OPZZ и другие "трехсторонние" профсоюзы ("Солидарность" и FZZ) всеми силами пытаются избегать забастовок и серьезных рабочих акций. Их недавний "ответ" на  повышение пенсионного возраста вообще не представляет никакой угрозы для власть имущих.

Только молодежное отделение SLD, Федерация молодых социал-демократов, выступает с более радикальными рабочими лозунгами (скопированными у Союза синдикалистов Польши).

Либеральный политический псевдолевый проект

Среди наиболее гротескных спектаклей дня был конгресс "движения Паликота", политической партии, названной по имени основавшего её бонзы, бизнесмена, миллионера и политика, ранее бывшего в правящей Гражданской партии (неолиберальной). Он переименовал в себя в либерала и даже пытается выдать себя за левого.

Еще недавно Паликот поддерживал повышение пенсионного возраста в Польше и был против повышения минимальной заработной платы. Его прошлое показывает, что он поддерживает единый налог, независимо от размера дохода, отказ от многих прав профсоюзов и т.д. и т.п. Он возглавлял комиссию, которая давала рекомендации, как улучшить позиции бизнеса.

Рост "Движения Паликота" тесно связан с попытками уйти от старой левой гвардии - как людей, которые пытаются создать новые, либеральные движения, так и сил, пытающихся создать мягкую оппозицию. Первой хорошо финансируемой попытке заменить старую гвардию либеральным левым проектом (Krytyka Polityczna) так и не удалось стать политической партией, пользующейся серьезной поддержкой, поэтому Паликот и решил заполнить эту нишу. Благодаря постановке целого ряда вопросов, касающихся образа жизни и игнорируемых правыми и большей части старой гвардии (курение
конопли, антиклерикализм, права гомосексуалистов и т.д.), Движение Паликота получило поддержку либералов, которые не имеют политического голоса. Следом на борт богатого движения, которому удалось получить места на последних парламентских выборах, запрыгнули несколько левых.

Движение Паликота провозгласило некоторые лицемерные постулаты о "коррекции  капитализма", поддерживая его наступление в своей повседневной практике.

Оппортунистические хамелеоны в красном

Это единственный способ описать "Новых левых", которые вращаются вокруг Петра Иконовича. С годами его политические альянсы меняются в зависимости от того, кто дает деньги. Специальность Иконовича - политический маркетинг, получение денег и поставка "бедноты" очередным по списку "друзьям" и спонсорам, начиная от SLD и кончая Движением Паликота.

Одно из отличий от других левых демонстраций на Первое мая в том, что, по крайней мере на низовом уровне, эта группа имеет дело с беднотой. К сожалению, бедняки просто используются во время выборов, когда Иконович всегда выступает в качестве рупора для своего последнего спонсора.

 Во время выборов он призвал их голосовать за Паликота, за обещание больших денег (которые Паликот использует, чтобы показать свою поддержку бедноте, но, как мы слышали, никогда не рассчитывался в полном объеме). Главная интрига в этом году состояла в том, станет ли Иконович плестись за Паликотом на его демонстрации или будет делать что-то самостоятельно. Несмотря на то, что он убеждал леваков по всей Варшаве, что не пойдет к Паликоту, незадолго до Первомая он начал находить различные предлоги, чтобы заставить людей пойти туда и, в конечном итоге, отправился на паликотовскте сборище. Такие маневры означают, что в этом году большая часть крошечных традиционных левых не станут с ним возиться.

Автономные националисты пытаются захватить Первомай

Несколько сотен человек были на фашистской демонстрации, так как эти националисты пытаются проторить дорогу в социальные движения и присвоить такие традиции, как Первомай. Глядя на их политику, вспоминаешь, как Гитлер запретил профсоюзы, но вместо этого ввел празднование Первомая.

Автономные националисты, как и ряд других крайне правых групп в Польше, пытаются перенять анархистскую и антифашистскую символику. В частности, им, похоже, нравится присваивать лозунги, графику и другие работы ZSP, которые четко противоречат их собственной политике.

Общий анализ

В нынешнюю эпоху кризиса левые барахтаются, а правые
движения различных оттенков делают капитал на народном недовольстве.

Общий кризис польской левой заключается в том, что в течение многих лет все её стремления были обращены в сторону парламента и, таким образом, она двигалась от одной компромиссной коалиции к другой. Работая в правой среде, левые партии включили в свой политический ландшафт элементы патриотизма, национализма и т.д., а также активистов из этих движений.

В то же время ряд других левых, с более революционной или антикапиталистической политикой (авторитарных или антиавторитарных) остаются безумно слабыми. Тем не менее, некоторые новые активисты участвуют в настоящих социальных движениях и, возможно, возникнет новое левое образование, хотя и по-прежнему социал-демократическое по своей природе.

Правые делятся на несколько основных направлений. Радикальные правые опираются на недовольство  последствиями неолиберализма, распространяя критику на отдельные элементы этого чудовища. Польша за последние 20 лет чудовищным образом пострадала от переходных программ, поддерживаемых МВФ, за которыми последовали новые шаги в период и после
вступления в ЕС. Радикальные правые могут представить все это как дело банды "предателей" - людей, которые организовали в 1989 году круглый стол, сторонников интеграции в ЕС, и т.д. и т.п. В итоге, капитализм остается вне критики, а проблема превращается в серию мер, навязанных иностранцами с помощью "предателей". (Еще лучше, если они евреи.)

 С учетом общего социального климата, легко увидеть, как такого рода пропаганда может ввести в заблуждение и привлечь множество людей. В последние месяцы мы стали свидетелями массовых протестов, организованных правыми: только один протест в защиту ультра-католических СМИ собрал в несколько раз больше участников, чем акции протеста против повышения пенсионного возраста, например. Хотя часть господствующих правых претендует на то, чтобы считаться оппозицией, и даже ссылается на такие проблемы, как возраст выхода на пенсию, она водит людей вокруг странных теорий заговора, подобно теории о русских, которые вызвали авиакатастрофу в Смоленске, или вокруг "репрессий" против католических СМИ. Таким образом, она собирает вокруг себя народ с идиотскими темами, но оставляя реальные социальные и политические вопросы нетронутыми.

Анархическое движение, анархо-синдикализм и Первомай

 В Польше, как и повсюду в мире, никакого настоящего анархистского движения просто не существует. В недавней дискуссии с троцкистами они озвучили тезис, с которым я не могу не согласиться. Часть движения стремится организовать социальный ответ капитализму, другая же часть отвечает созданием изолированных островков альтернативной жизни и культуры. Хотя некоторые люди, связанные со сквоттами или даже с альтернативной культурой, принимают определенное участие в различной социальной борьбе, можно увидеть, как другие сознательно устраняются. И такие движения довольно ограничены в сфере своего действия.

Другие анархисты, кажется, или уединились, или ждут людей, чтобы организовать для них большой спектакль. Гораздо больше шансов увидеть таких типов на либеральной демонстрации или в Берлине, чем в организации митингов анархистов в Варшаве. Они постоянно застревают в порочном кругу, движимые опасным сочетанием амбиций и лени, где амбиция - идти в огромной толпе народа, но при этом никаких планов или идеи, как это организовать в Польше. (На самом деле, организовать это в Польше невозможно. Организовать неплохую демонстрацию можно, если у вас есть повседневное движение, или если вы вращаетесь вокруг культуры или образа жизни. Конопляный марш, как правило, является одной из крупнейших демонстраций года).

Некоторые старые активисты анархистского движения, имеющие странное понимание антикапитализма, ищут пути, чтобы возродить "старые добрые времена", когда движение не было "сектантским", а либертарии и панки
боролись с общим врагом - государством и "системой".

Другие построили теории насчет "реального" в противовес "символическому", предпочитая иметь дело с реальными проблемами. Я могу уважать это: если активист действительно работает с низовыми движениями на ежедневной основе. Однако, когда "реальное" оказывается всего навсего частной работой в сквотте или изолированной аффинити-группе, думаю, я предпочту символизм Первомая.

Вот на фоне этого ZSP решил на Первомая выйти на демонстрацию, как сделали и некоторые другие анархисты. Поэтому мы вместе выступили против псевдолевых и политиков, а также против националистов. Не скажу, что это был лучший Первомай, который я когда-либо видела, но по сравнению с тем, что еще происходило в тот день, было, по крайней мере, это была вполне четкая позиция.

(К сожалению, не обошлось без проблем, когда один приверженец "стпрой школы" разместил на страничке FB текст некоторых экономистов австрийской школы из Института Мизеса. К счастью, он ушел, и выступления и заявления по Первомаю были лучше).

Проходя мимо кафе, где буржуа пьют возмутительно дорогой кофе, мы говорили об условиях труда, в связи с отсутствием трудовых договоров, низкой заработной платой, отсутствием выходных дней и т. д. Мы не планировали каких-либо прямых действий, что, конечно, стыдно. В следующем году мы должны закрыть их все.

Несмотря на различные негативные факторы, мы были счастливы, что могли напомнить людям о реальном происхождении Первомая и подлинной борьбе трудящихся. (Или, лучше сказать, рассказать им, так как некоторые молодые люди вообще никакого понятия об этом не имеют). С другой стороны, у меня сохраняются плохие предчувствия. Потому что, если антиавторитарии или даже антикапиталистические левые не могут организоваться и делать более реальную работу, быть более заметными на улице, нас ожидает мрачное будущее. В этом году случилось так, что фашистов в этом году было больше чем нас, а никаких антифашистов в поле зрения не оказалось. 

Может быть, некоторые люди считают, что Первомай - просто символическая традиция, и в этом есть некоторая доля правды. Но мы не можем в этот день быть социально невидимыми, мы не можем позволить захватить это поле фашистами, которые, очевидно, хорошо дисциплинированы.

Я также рада, что другие люди, не анархисты, но антикапиталисты с некоторыми либертарными или базисными тенденциями, пришли в этом году на единственный антикапиталистический марш в нашем городе (даже если я не согласна с какими-то их политическими взглядами). По крайней мере, они не обманывают, как шарлатаны, расхаживающие и выдающие  себя за левых, или оппортунисты, которые прячут что-то в карманах.

Лора Акай

http://libcom.org/blog/may-day-light-current-political-situation-poland-02052012

Также по теме:

Угроза для рабочего класса: Ультраправые в Польше