Германия: Рабочая молодежь против нацистского режима

: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.

... Хотя режиму, казалось, удалось к концу 1930-х гг. в значительной мере оттеснить "союзное" (1)  подполье, покой на "молодежном фронте" для него так и не наступил. Наоборот: ряд документов Имперского молодежного руководства и гестапо свидетельствует о беспокойстве, которое вызывал у них мощный рост т.н. "диких клик". Под этим термином объединяли проявления молодежных криминальных банд и образование групп, враждебных по отношению к "гитлерюгенду" , причем границы во многих случаях оказывались размытыми. 

Одним из самых значительных проявлений феномена "диких клик" были "лейпцигские банды" (2), которые стали появляться приблизительно с 1937 г., преимущественно в рабочих кварталах . Речь шла о стихийных объединениях молодых людей обоего пола из определенных районов проживания. Они единообразно одевались (мальчики чаще всего носили короткие кожаные штаны, а девочки – юбки темного цвета; рубашки или блузки в клетку) и приветствовали друг друга сжатым кулаком и приветствием пионеров из России "Будь готов". Они почти каждый день встречались на определенных перекрестках или в заведениях с постоянными посетителями, а на выходные самостоятельно отправлялись за город. Некоторые из "банд" под влиянием коммунистической молодежи фактически сознательно стали создавать политическую организацию в противовес "гитлерюгенду". Распространенным было слушание радиопередач из Москвы. Для всех "банд" общим было решительное отвержение "гитлерюгенда", с которым нередко происходили физические столкновения, которые могли приобретать характер войн за территорию. В 1938 г. "банды" охватывали около 1500 молодых людей. В январе 1940 г. "Народный суд" и Высший земельный суд Дрездена приговорили политически лидирующих членов "банд" к многолетнему тюремному заключению.

Центром возникновения "клик" была Рейнская область. Появившиеся тут "дикие" группы рабочей молодежи именовали себя "Навахо", "Киттельбахскими пиратами" или "Пиратами эдельвейса" (3). Помимо коротких штанов и подчеркнуто клетчатых рубашек, их наиболее распространенными опознавательными знаками были значок эдельвейса на лацкане или кольцо с черепом. Самостоятельные путешествия за город, заимствование "союзных" песен, оппозиция против "гитлерюгенда", которая нередко выливалась в драки, и общая групповая жизнь мальчиков и девочек были характерны и для "банд", и для "пиратов эдельвейса". Хотя и те, и другие иногда называли себя "союзной молодежью" и относились нацистскими инстанциями к этой категории, непосредственной преемственности по отношению к нелегальным молодежным союзам (…) не существовало. Если союзы и немецкое молодежное движение в целом были буржуазным феноменом, то участники "банд" и "пиратов эдельвейса" были из среды рабочей молодежи. Преобладавшего в молодежном движении полового разделения здесь не практиковали. То, что в различных "кликах", в отличие от "гитлерюгенда", можно было беспрепятственно встречаться с представителями другого пола, в немалой степени способствовало их притягательности.

В отличие от "банд", у "пиратов эдельвейса" не было контакта с политической оппозицией. Однако у некоторых групп "пиратов" эмоциональная оппозиция против всего нацистского, которая вырастала из отрицания системы принуждения "гитлерюгенда", привела к формам политического сопротивления. Так, в 1942 г. дюссельдорфские "пираты эдельвейса" вступили в контакт с нелегальной КПГ и помогали в распространении листовок и плакатов. В том же Дюссельдорфе, в районе Герресхайм, одна из групп написала в подземном железнодорожном переходе антинацистские лозунги, а в разбомбленных развалинах кёльнского рабочего района Эренфельд в 1944 г. сплотилась группа из "пиратов эдельвейса", немецких дезертиров и беглых иностранных рабочих, которая поддерживала непрочный контакт с КПГ и совершила более двух десятков покушений на нацистских функционеров. 13 членов группы, включая 3 несовершеннолетних "пиратов эдельвейса", были публично казнены гестапо 10 ноября 1944 г. (4)

Юрген Заруски

Отрывок из: J. Zarusky. Jugendopposition // Lexikon des deutschen Widerstandes. Frankfurt a.M., 1999. S.108 – 110.

Примечания:

(1) "Союзной молодежью" (Bündische Jugend) называли молодежное движение в Германии, возникшее в годы после Первой мировой войны и продолжавшее традиции движений "Перелетных птиц" и "Следопытов". После 1933 г. некоторые из его активистов и групп отказались присоединиться к "гитлерюгенду" и перешли в оппозицию, хотя и преимущественно с консервативных позиций.

(2) "С 1937 по 1939 гг. в Лейпциге действовали оппозиционные молодежные группы, которые полиция именовала "бандами". Их членами были преимущественно молодые рабочие , некоторые из которых раньше ряд лет состояли в "гитлерюгенде". Они отвергали национал-социализм и демонстрировали это – в различных "бандах" по-разному – своим поведением и заимствованной в "союзной" среде одеждой (башмаки на завязках, белые гольфы, короткие кожаные или длинные лыжные штаны, клетчатые рубашки или блузы и т.д.). Некоторая часть из общего числа в 500 юношей и девушек в "бандах" была выходцами из запрещенных или распущенных детских и юношеских организаций рабочего движения – Красных юных пионеров (КПГ), "Красных соколов" и "Друзей детей" (СДПГ) – или поддерживали контакты с коммунистическим движением сопротивления.

Три крупнейшие группы возникли независимо друг от друга в 1936 / 1937 г. в лейпцигских рабочих кварталах. Известные до сих пор "банды" назывались по-разному, в зависимости от места встреч: "Собачий старт" (по площадке для выгула собак на старом кладбище в городском районе Кляйнцшохер), "Лилль" (от прозвища площади Лилиенплац в Ройднице) и "Реепербан" (по прозвищу района в Линденау, где было много кинотеатров и баров). Некоторые члены "банд" оказывали политическое сопротивление, как, например, те, кто был арестован гестапо в июне 1939 г. Молодежь из "банды" "Реепербан" обвинили в том, что она раздавала флаеры с надписью "Долой Гитлера", срывала флаги со свастикой и портила стеклорезом витрины, украшенные к "дню рождению фюрера". Из 33 членов этой "банды", против которых велось следствие, троим было по 20 лет, двоим – по 19, семерым – по 18, девяти – по 17, восьми – по 16 и четверым – всего по 15 лет.

Между 1938 и 1940 гг. в Лейпциге и Дрездене прошло несколько процессов над криминализированным и дискриминируемым ядром "банд", которые по большей части завершились приговорами к многолетним срокам тюремного и каторжного заключения или отправкой в молодежный воспитательный лагерь Миттвайда" (Kurt Schilde. Leipziger Meuten // Lexikon des deutschen Widerstandes. Frankfurt a.M., 1999. S.254 – 255).

(3) "Под общим наименованием "пираты эдельвейса" "гитлерюгенд", гестапо и судебная система в период Второй мировой войны преследовали субкультурные группы молодежи, которые зачастую становились оппозиционными именно благодаря преследованиям. По оценкам, "пиратами эдельвейса" считались многие тысячи молодых людей. До того, как для обозначения молодежных групп, существовавших в рейнско-вестфальском регионе, утвердилось обозначение "пираты эдельвейса", нацистские власти использовали название "Киттельбахские пираты", которое восходит к созданному в 1925 г. в Дюссельдорфе одноименному молодежному туристическому союзу, названному по небольшой речке. Эта группа вначале была на одной линии с нацистами, но когда в 1933 г. она была влита в состав нацистских организаций, некоторые из ее членов продолжали настаивать на самостоятельности и остались в своем, теперь уже запрещенном союзе. Они – как и позднейшие "пираты эдельвейса" – пользовались у многих молодых людей славой "крутых ребят" и поэтому стали центром притяжения для тех, кто был недоволен "гитлерюгендом".

Происхождение названия "пираты эдельвейса" окончательно не установлено. Можно предположить, что это – изобретение преследователей.

Важную роль в их популярности, наряду с преследованиями и свойственным молодежи бахвальством самих "пиратов эдельвейса", играло присутствие в группах девушек. Помимо линии пролетарских традиций, имелись и традиции "союзной" молодежи. Наряду с заимствованием песен и одежд этого движения, можно отметить и наличие движения нелегальной "союзной" молодежи, которое преследовалось в качестве "пиратов эдельвейса".

Политическую направленность можно выявить лишь в исключительных случаях, как, например, у дюссельдорфских "пиратов эдельвейса", которые сотрудничали с коммунистическим сопротивлением. Они получали различные газеты и флаеры, которые оставляли на своих рабочих местах или на улицах. В ходе своих (чаще всего – коллективных) мероприятий – поездок в окрестности крупных городов, встреч в парках и т.д. – эти молодые люди, легко различимые по  одежда явно отличалась от одежды членов "гитлерюгенда", сталкивались с почти полицейскими патрулями "гитлерюгенда". Столкновения между ними носили бы в значительной мере характер стычек между молодежью за различные территории, улицы и площади, если бы схваченные при этом "пираты эдельвейса" не передавались в руки гестапо и нацистской юстиции.

Феномен "пиратов эдельвейса" в разное время выражался в различных региональных проявлениях молодежного нонконформизма и протеста. Так, за пределами рейнско-вестфальского региона, известны "пираты эдельвейса" во Франкфурте-на-Майне и Оффенбахе. О многих других молодежных сообществах, например, "Stäuber-Banden" в Данциге, до сих пор нет исследований. В случае с "Венскими патлатыми", можно обнаружить как сходство с субкультурными молодежными группами в Германии, так и отличие от них. "Патлатых" можно считать отдельным историческим феноменом: с одной стороны, они были аполитичными, с другой, своим демонстративно неаккуратным обликом демонстрировали символическое отличие от "гитлерюгенда". Однако их поведение следует отнести не столько к политическому сопротивлению, сколько к молодежному отказу.

 

Особе значение имеют дискуссии вокруг кёльнско-эренфельдского комплекса. Среди лиц, казненных без суда 10 ноября 1944 г., были шестеро молодых людей, охарактеризованных как "пираты эдельвейса", в том числе Бартоломеус Шинк, которому едва исполнилось 16 лет. Он превратился в своего рода символ молодежного сопротивления. Дискуссия о том, следует ли относить его и других убитых к оппозиционерам или уголовникам, продолжается" (Kurt Schilde. Edelweiss-Piraten // Lexikon des deutschen Widerstandes. Frankfurt a.M., 1999. S.202 – 204)
 
(4) Некоторые из "пиратов эдельвейса" имели контакты с анархистами, прежде всего, бывшими активистами "Черных стай" (Schwarze Scharen) – вооруженных групп анархо-синдикалистской молодежи, создававшихся для борьбы с нацистами в начале 1930-х гг. О таких связях известно, например, в Вуппертале (Helge Döhring. Syndikalismus und Gewalt – http://www.syndikalismusforschung.info/helgewalt.htm; H. „Eine Revolution machen nie die Alten“ // Direkte Aktion. 2009. September-Oktober. Nr.195)
 
 
ОДНА ИЗ ПЕСЕН "ПИРАТОВ":
 
"Гитлеровское принуждение унижает нас
Мы закованы в цепи
Но настанет день, когда мы снова будем свободны
Когда мы сможем разбить оковы
Потому что наши руки сильны
Да, и ножи имеются в изобилии
Ради свободы молодежи
Навахо снова поднимаются"