В.В. Дамье. "Конгрессы Больдта" и попытка создания финляндского анархистского движения (1917 г.)

  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.
  • : preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.

История анархистского движения в Финляндии остается мало изученной темой в историографии. Отсутствие интереса со стороны научного "мэйнстрима" вызвано, очевидно, в первую очередь, тем, что в этой стране – в отличие, к примеру, от Испании, России или даже соседней Швеции – вплоть до 1960-х гг. не существовало прочной анархистской традиции.

Тем не менее, информация об анархизме и его идеях доходила до оппозиционных кругов Финляндии, которая в 1809–1917 гг. входила в состав Российской империи. Михаил Александрович Бакунин поддерживал контакты с участниками финского национального движения [16]. Другой видный представитель российского анархизма, Пётр Алексеевич Кропоткин писал о растущем стремлении финнов к независимости [33] и переписывался со многими политическими и общественными деятелями Финляндии в частности, с политиками Лео Михелином и Рудольфом Хольсти, писательницей Айно Мальмберг, критиком Юрьё Хирном, журналистом Примусом Нюманом, филологом Юлио Рейтером, геологом Якобом Йоханнесом Седерхольмом и социологом Эдвардом Вестермарком [18, с.163].

Судя по некоторым данным, в 1890-х гг. в стране имелись молодежные полуанархистские кружки "нигилистов". Один из них, по утверждению социолога и писателя Маркку Турунена, был создан будущим писателем-романтиком Йоэлем Лехтоненом (1881–1934) и будущим министром Рудольфом Хольсти (1881–1945) в период их учебы в школе [38; 42]. Определенным влиянием среди интеллигенции пользовались христианско-анархистские взгляды Льва Николаевича Толстого.

Однако в рабочем движении Финляндии анархизм распространения не получил. Здесь существовала гегемония возникшей в 1899 г. Социал-демократической партии Финляндии (СДПФ). Правда, финской социалистической и рабочей эмиграции (в первую очередь, в США) анархистские и синдикалистские идеи были знакомы. В 1906 г. на финский язык была переведена программная книга Кропоткина "Хлеб и воля", и отрывки из нее публиковались в финских журналах, которые издавались американским синдикалистским профсоюзным объединением Индустриальные рабочие мира (ИРМ) [36, с.53]. Финская социалистическая федерация в США, не отказываясь от марксизма, в 1912 г. одобрила приверженность принципам "индустриального юнионизма" ИРМ [подробнее см.: 32].

В эмиграции к анархизму склонялся и штабс-капитан Йохан Кок (1861–1915), который в 1905–1906 гг. в период Первой русской революции возглавлял "красную гвардию" в Гельсингфорсе. Уехав после поражения революции в США, он, "по словам хорошо знавших его товарищей, познакомился с анархическим учением и решил остаток жизни посвятить пропаганде анархизма, – говорилось в некрологе, опубликованном в русском эмигрантском анархистском издании "Голос труда". – С юношеским жаром он взялся за изучение анархизма, и только смерть помешала ему приступить к деятельной революционной работе в этом направлении" [12].

Некоторые из финских социалистов, контактировавших с радикалами в США, возвращались назад, в Финляндию, но сетовали на непонимание со стороны лидеров СДПФ [см.: 31]. Социал-демократия стремилась избегать революционного насилия. Партия, по словам финского историка Юха Силтала, "интерпретировала марксизм через идеи германского идеолога Карла Каутского, который исключал любое волевое действие и полагался на технологический детерминизм производительных сил как необходимое предварительное условие социализма. Насильственное действие и перевороты рассматривались лишь признак незрелости. Единственным путем к установлению контроля над обществом было самообразование, позволяющее управлять сложными обществами, а это лучше всего могло достигаться устранением всякого сотрудничества классово-сознательных организаций с буржуазией. Социалисты должны оставаться едиными любой ценой. Они не должны ни компрометировать себя вступлением в коалиционные правительства, ни имитировать русский или южноевропейский пути протеста" [41, с.60].

Победа Февральской революции в Петрограде и падение самодержавия в России вызвали в Финляндии взрыв энтузиазма. Делегация Исполкома Петроградского Совета во главе с русским социал-демократом Матвеем Ивановичем Скобелевым, прибывшая в крепость Свеаборг 16 марта 1917 г. (здесь и далее все даты указаны по новому стилю), наблюдала по дороге и в Гельсингфорсе такую картину: "На всех крупных станциях финляндские граждане приветствовали со своими оркестрами, [встречали] под звуки Марсельезы или финляндского гимна. Они пожимали друг другу руки: когда вступили в Гельсингфорс, то там было такое настроение, как здесь в первый день. На морских судах развевался красный флаг. Они торжественно встретили нас (...) Граждане финны увидели теперь, что тревожные лица матросов теперь сменились радостью, и чувствовалось, что вся радость выражается на улицах (...)" [15, с.170]. "Население Гельсингфорса, еще накануне восст[ававшее], шествует, не сомневаясь, что зав[оевана] свобода. Творч[еские] организации их действ[уют] в здании офицеров армии и флота" [15, с.161]. Русское слово "свобода" стало, вероятно, самым популярным в те дни...

В последующие недели в Финляндии, как автономной части Российского государства, где размещались крупные российские военные гарнизоны и штаб-квартира российского Балтийского флота, по существу сложились три параллельных ветви власти. Официальная российская государственная и военная власть была представлена генерал-губернатором и военным командованием, включая командование Балтийского флота. Одновременно с 17 марта 1917 г. функционировал Гельсингфорсский Совет депутатов армии, флота и рабочих, включавший делегатов от солдат, моряков и русских рабочих. Большинство его членов оказались беспартийными, хотя крупнейшую фракцию до начала осени составляли эсеры. В конце апреля 1917 г. флотские комитеты образовали Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт), добивавшийся контроля над деятельностью командования флотом [см.: 4]. Наконец, было образовано и автономное финляндское правительство – Сенат Финляндии, состоявший из равного числа членов от СДПФ и буржуазных партий. Его вице-председателем (фактическим главой) стал социал-демократ Оскари Токой. Новый кабинет стал настойчиво добиваться от российского Временного правительства предоставления Финляндии самостоятельности [22, с.99–106].

Революционные органы российских солдат и моряков официально не вмешивались во внутренние дела Финляндии, но с самого начала поддерживали тесные связи с левыми кругами страны. С первых недель Гельсингфорсский Совет сотрудничал с СДПФ, делегат которого вошел в состав Совета, и с финскими рабочими организациями. Он включился в создание службы порядка – городской милиции, которая состояла преимущественно из финских рабочих. Русские солдаты и матросы принимали участие в совместных митингах с финнами, поддерживали борьбу трудящихся и профсоюзов Финляндии за 8-часовой рабочий день и т.д. [4, с.42, 63–64; 5, с.14; 6]. Они оказывали помощь финским социал-демократам в создании, вооружении и обучении отрядов "красной гвардии" [17, с.26–27].

Революционно настроенные военнослужащие из России поддерживали борьбу рабочих Финляндии. Так, в мае 1917 г. солдаты вместе с рабочими гавани Бьёрнеборга, несмотря на осуждение со стороны профсоюза, неоднократно захватывали различные товары и оказывали насильственное сопротивление таможенным сторожам [1]. Солдаты вмешались в трудовой конфликт в Тюрвисе (Або-Бьёрнеборгская губерния). Это настолько обеспокоило власти, что генерал-губернатор Финляндии передал представителю финской социал-демократической газеты пожелание "указать рабочим на недопустимость со стороны их заступничества солдат в борьбе капитала с трудом", после чего Бьёрнеборгский солдатский комитет запретил солдатам вмешиваться в конфликты на производстве [19].

Симпатии русских революционных военнослужащих встретили и первые выступления финляндских анархистов. Душой и мотором возникавшего анархистского протеста стал Ян Больдт (1865–1920).

 

Колоритная и трагическая фигура полузабытого сегодня Йохана (Яна) Карла Эмиля Больдта заслуживает того, чтобы фигурировать на страницах исторических исследований. Он родился в 1865 г. в Куопио в семье финляндских шведов: отец Больдта был генерал-майором русской армии, мать – дочерью епископа. Один из их сыновей, Роберт, стал известным педагогом, другой, Александр – писателем, третий, Георг, – религиозным философом и приверженцем Льва Толстого. В 1896 г. Йохан получил степень по юриспруденции в Гельсингфорсском университете. Ян Больдт еще со школы интересовался религиозными и социалистическими идеями. В 1896–1898 гг. он издавал журнал "Хуманитас", в котором пропагандировались идеи толстовства, всеобщей любви, упразднения церковных институтов, а также такие темы, как вегетарианство и права животных (в последующем Больдт активно выступал против вивисекции и опытов над животными). В 1898 г., вместе с теософами Матти Курикка и Пекко Эрвастом, Больдт основал пацифистскую Ассоциацию мира Финляндии, а в 1900–1901 гг. выпускал журнал "Ууси айка", печатавший статьи о теософии, социальных проблемах, женском движении и т.д.

Своеобразный христианский социализм привел его в революционные круги. Больдт был хорошо знаком с командиром "красной гвардии" Коком, и в 1906 г. принимал участие в Свеаборгском восстании [27, с.19–20]. В том же году он присутствовал на встрече СДПФ в Оулу, но из-за своих громких протестов был удален из зала [34, с.21]. Арестованный за участие в волнениях и отданный под суд, Больдт молчал на допросах и отказался давать присягу в суде. Он был приговорен к 2 годам тюрьмы, но условия заключения сильно подорвали его здоровье, и власти отправили его в клинику для душевнобольных. Снова оказавшись на свободе, Больдт попытался в октябре 1909 г. организовать движение, выступавшее с позиций эсхатологического социального христианства – "Армию креста". При этой организации, которая пропагандировала борьбу против "фарисейских" государства и церкви, должны были создаваться филиалы – "Армия мира", "Отделение организации мирового коммунизма" и "Детская и юношеская армия креста", а также выпускаться журнал "Ристиреткеен!". Движение занималось преимущественно пропагандой и просуществовало до 1913 г.

В 1916 г. Больдт выпустил книгу "Большой дом", подвергнув критике буржуазную систему образования и опыты над животными [27, с.20–21].

Начало революции в 1917 г. Больдт воспринял с воодушевлением. Для него это стало сигналом к действию. 30 марта 1917 г. он наблюдал за торжественной похоронной процессией и демонстрацией в День памяти борцов за свободу: в Гельсингфорсе хоронили матросов, погибших в ходе Февральской революции [27, с.52; 6]. После этого Больдт начал регулярно выступать на митингах, которые проходили в центре города, на Сенатской площади. 15 мая он явился на заседание столичного муниципального совета и потребовал приступить к революционным преобразованиям; председательствующий распорядился удалить его из зала. Новая попытка Больдта выступить в совете 19 мая была встречена обструкцией и издевательскими смешками: власть имущие поспешили выставить бунтаря ненормальным. На следующий день Больдт опубликовал в социал-демократической газете "Тиомиес" объявление с призывом к рабочим собраться в тот же день на митинг на Сенатской площади и потребовать, как минимум, половины мест в муниципальном совете. Митинги, которые он проводил на ступенях церкви святого Николая, устраивались почти ежедневно; их называли "конгрессами Больдта". На них речь шла о революции в России и Финляндии. Среди выступавших были сам Больдт, русский военный, член исполкома Гельсингфорсского Совета, радикальный пастор и христианский анархист Юхо Хенрик Уоти (1862–1920), бывшая активистка "Армии спасения" и заведующая магазином моды Йозефина Хуттунен (1865–1957) и другие ораторы [27, с.52–57].

 

Вокруг Больдта стал складываться круг последователей. Он всегда начинал свои речи: "Товарищи, солдаты и рабочие!" [27, с.63] Он призывал к безгосударственному коммунизму и уничтожению частной собственности. 27 мая на Сенатской площади проходил крупный митинг русских солдат и финских революционных рабочих, а на университетской лестнице Больдт провел свой собственный митинг, призвав бедняков к восстанию. Его агитация начинала всерьез беспокоить власти. К нему явилась милиция (так стала называться полиция страны), и Больдт пообещал представить письменный отчет о своей деятельности. Однако вскоре он отказался от своего обещания и опроверг сообщения газет о том, что он якобы дал согласие прекратить пропаганду. Больдт заявил, что, в случае необходимости, его защитят русские солдаты. Так и произошло [27, с.57–58]. Милиция вновь пришла за Больдтом, чтобы доставить его на допрос по обвинению в подстрекательстве к актам насилия. Бунтарь не подчинился, но был посажен в машину и доставлен в следственный отдел насильно. При задержании он громко протестовал, оповещая всех об аресте. В полиции Больдт категорически отказался отвечать на любые вопросы, несмотря на показания вызванных свидетелей. В это время полицмейстеру позвонил представитель русских революционных военных органов и с возмущением поинтересовался, почему, как при царском режиме, людей арестовывают за выражение их мнения. Представитель потребовал освободить Больдта, пригрозив в противном случае применением военной силы. Революционный агитатор был выпущен на свободу [29].

1 июня, выступая на площади перед учащимися, Больдт рассказал об обстоятельствах своего задержания и освобождения и подчеркнул, что его поддерживают революционные солдаты и матросы. Открыто объявив себя анархистом, он провозгласил "долой полицию!", "долой законы!", "долой университет!" и "долой Керенского". Оратор призвал всех желающих направиться к ломбарду на улице Хеленанкату и разобрать хранящиеся там вещи с тем, чтобы каждый мог иметь по своим потребностям. Его анархистская агитация привлекала все большее внимание со стороны рабочих, бедняков и люмпен-пролетариев города [27. с.58–59].

6 июня сторонники Больдта собрались на спортивной площадке в парке Кайвопуисто, и он объявил о намерении создать собственную, отдельную "красную гвардию", независимую от той, которую организовали социал-демократы. Около 50 человек, записавшихся в будущий отряд, под красными флагами промаршировали к Сенатской площади, и Больдт пообещал закупить оружие [27. с.59].

Выступая 11 июня на митинге, устроенном на Сенатской площади, Больдт огласил свою программу. Согласно "Известиям Гельсингфорсского Совета", назвавшим Больдта "местным коммунистом", она сводилась к следующим пунктам: "1) Немедленный мир для того, чтобы революция могла восторжествовать и победить. 2) Мир требуется в интересах всего человечества; 3) Если союзники России не согласны немедленно заключить мир, то мы требуем сепаратного мира с Германией; 4) Русский народ не связан обещаниями царизма; 5) Гарантии всеобщего мира может дать только всемирный коммунизм; 6) Коммунистическая организация требуется для всей России со включением Финляндии; 7) Коммунисты считают вероятным проведение своих идей в Финляндии как в первом [так в тексте] из различных частей российского государства; 8) Образование гвардии и милиции, для борьбы за всемирный коммунизм" [21].

Следующим пунктом в плане действий революционеров был, очевидно, захват общественных зданий. Примером для них послужила агитационная кампания в церквях, которую развернули весной финские толстовцы во главе с Арвидом Ярнефельтом с 6 мая 1917 г. Они вторгались в церкви и, прерывая богослужения, обращались к присутствующим с пацифистскими проповедями, призывая к вселенской любви и социальной справедливости [о писателе Арвиде Ярнефельте, его взглядах и агитации см. подробнее: 39]. Некоторая часть слушателей Ярнефельта затем присоединилась к участникам митингов Больдта. 16 июня Больдт объявил митингующим, что на следующий день начнется осуществление идей коммунизма на практике. В воскресенье, 17 июня, около половины одиннадцатого утра, около 400 его сторонников собрались у кафедрального собора Гельсингфорса, расположенного на Сенатской площади – церкви святого Николая. Дождавшись окончания службы, Каарло Вильхо Линдберг и Аарне Йоханнес Канерво прорвались к алтарю, сорвали со стены висевший на ней текст манифеста Александра I и объявили о выступлении Больдта. Окружающие слышали, как тот проговорил: "Сейчас мы взяли эту церковь. Завтра мы потребуем отчета у господ, затем у банков". Поднявшись на кафедру, он заявил, что в последующие дни будет организован захват других зданий и капиталов миллионеров. Таким образом будут собраны 10-20 миллионов марок, которые будут розданы бедным. Больдт говорил по-фински, по-шведски и по-русски. Собравшиеся спели "Рабочий марш", и начался митинг. Среди выступавших были, в частности, пастор Юхо Уоти; неназванный человек, специально приехавший из Таммерфорса ради участия в "историческом событии"; рабочий Виктор Вильянен; юрист Олли Алку (сторонник Ярнефельта, призвавший соблюдать порядок и передать церковь под управление комитета верующих); столяр Йохан Кивикоски (участник "конгрессов Больдта", говоривший на них о социальных вопросах); Самппа Малинен, который предложил разойтись и затем покинул собор; Йозефина Хуттунен; Лаури Вильхо Линдберг, призвавший к "мировой революции", и другие. В речах было провозглашено, что "революция началась". Вспыхивали столкновения между прихожанами и сторонниками Больдта. Вечерняя служба проходила на ступенях перед церковью, а захватившие ее в это время пели "Рабочий марш" и "Интернационал". Над собором, переименованным в "Революционную церковь", собирались поднять красное знамя.

В полночь к зданию подошел отряд милиции под командованием полицмейстера Карла Восс-Шрадера и его помощника, социал-демократа Кустаа (Густава) Ровио. Милиционеры потребовали от Больдта "именем закона" очистить здание, но тот отказался, угрожая оказать насильственное сопротивление и призвать на помощь русских солдат и матросов. От 200 до 300 человек забаррикадировались в соборе на ночь и расположились на ночлег. Утром 18 июня около сотни милиционеров ворвались в церковь и, сломив сопротивление, изгнали оттуда Больдта и его сторонников. Лидер бунтовщиков и несколько других человек были арестован, но его попытались отбить. Один из солдат привел отряд русских революционных военных, насчитывавших от 50 до 60 человек, но было уже поздно. Часть протестующих собралась на Сенатской площади, где раздались выстрелы в воздух; как минимум, трое милиционеров были ранены. Произошли стычки между русскими солдатами и милиционерами. Некоторые из участников "конгрессов Больдта" осадили полицейский участок.

Больдту удалось бежать при помощи бывшего моряка Карла Шёблома и Аарно Канерва, но позднее он был снова задержан. Его сторонники продолжали демонстрацию возле здания милиции на следующий день [27, с.59–62, 64–68; 24; 26]. Сторонники Больдта заявили, что они не прекратят выступления. Они пообещали вывести активистов к воротам фабрик и на улицы, а затем вернуться на Сенатскую площадь [25].

Власти поторопились заставить анархиста замолчать. Его не отдали под суд, а заключили на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Там Больдт и умер в 1920 г. Его приверженцы еще некоторое время продолжали собираться на митинги на Сенатской площади, привлекавшие рабочих своей анархистской пропагандой.

Характерно, что агитацию и действия Больдта резко осудили не только буржуазные политики и пресса, но и социал-демократы. Их партийный комитет в Хельсинки назвал выступления радикалов провокацией "черных сил". Газета "Тиомиесс" призывала рабочих соблюдать "порядок и дисциплину" и провозглашала "Долой анархистов!" [35]. Лидер социал-демократов Вяйнё Таннер со злостью вспоминал позднее: "Народ Хельсинки имел свой регулярный театр все лето на Сенатской площади. Расположившись на ступенях Николаевской церкви (ныне – Собора), Ян Больдт, "сестра Хуттунен" и многие другие марионетки всех видов каждый день проводили шумные сборища и подстрекали к актам насилия. Это было, разумеется, болезненным проявлением беспокойства, но отнюдь не безвредным" [цит. по: 44]. Газета социал-демократов "Тиомиес" опубликовала предостережение партийных лидеров к рабочим, призывая их не поддерживать провозглашавшийся Больдтом "коммунизм", поскольку тот якобы "не способствует настоящей революции". Социал-демократы утверждали, что буржуазия стремится столкнуть финских рабочих и русских солдат, "а где двое дерутся между собой, выгода достается третьему" [46].

Интересно, что революционную опасность со стороны движения Больдта воспринимали всерьез даже газеты в далеких США. Гельсингфорс "наконец, освобожден от угрозы режима террора Яна Больдта, анархистского лидера, который недавно возвысился к власти и собрал вокруг себя группу последователей, состоявшую из антирелигиозных маньяков, карманников и прочих преступников, недавно выпущенных из тюрьмы", – с удовлетворением писала "Вашингтон пост" [23].

Провал захвата церкви святого Николая и арест Больдта нанесли тяжелый удар по радикальному революционному движению в Финляндии, и социал-демократам удалось сохранить свой контроль над рабочим движением, несмотря на утрату власти в стране осенью 1917 г. Тем не менее, социально-политическая ситуация в стране оставалась напряженной. Не прекращались забастовки рабочих и захваты земли арендаторами. В конце концов, руководитель милиции Кустаа Ровио (социал-демократ, который некоторое время укрывал Владимира Ильича Ленина летом - осенью 1917 г., а в 1929–1935 гг. возглавлял большевистскую организацию в Советской Карелии) в середине августа 1917 г. вооружил несколько сотен молодых людей из среды буржуазии, чтобы разогнать неподконтрольные рабочие толпы на улицах Гельсингфорса... Властям удалось в зародыше подавить возникавшее финское анархистское движение.

Бывшие участники и активисты "конгрессов Больдта" рассеялись и в пожаре гражданской войны 1918 г. полностью сошли с общественно-политической сцены. Так, Йозефина Хуттунен была арестована "белыми" по обвинению в "красной" пропаганде, но освобождена после того, как Ярнефельт письменно заверил, что она – сторонница христианских ценностей. Впоследствии она участвовала в женском пацифистском движении. Юхо Уоти продолжил свою работу в области "естественной медицины", но умер в 1920 г. [27, с.62].

Российские анархисты, развернувшие свою работу в Финляндии вскоре после начала революции весной 1917 г., в дальнейшем предпринимали попытки установить контакты с финскими единомышленниками. Свидетельством тому служит, например, следующее извещение, появившееся 20 февраля 1918 г. в петроградской анархистской газете "Буревестник", за подписью В. Прохорова: "Товарищи финляндцы-анархисты и сочувствующие анархизму в Петрограде, я желал бы иметь с вами переписку и в скором будущем устроить собрание, которое необходимо для организаций анархических ячеек среди финского пролетариата в Петрограде. И если возможно, то и издание анархической литературы на финском языке. (...) Товарищи матросы и солдаты, находящиеся в Финляндии, прошу вас, если вы знаете, что есть среди финских рабочих анархические группы, передайте им вышеуказанный адрес, чтобы они могли иметь с нами переписку" [11].

Опираясь, в первую очередь, на радикальную часть моряков Балтийского флота, расквартированных в Гельсингфорсе [7, с.95], российские анархисты образовали летом 1917 г. "Анархический клуб", который размещался в здании бывшей газовой фабрики (позднее на этом месте был построен Главный почтамт Хельсинки) [43]. Их влияние среди русских моряков, солдат и рабочих в Финляндии непрерывно росло на протяжении 1917 и начала 1918 годов. Анархисты занимали прочные позиции в Центробалте (Центральном комитете Балтийского флота), входили в Совет Гельсингфорса. Если до Октября 1917 г. они часто выступали в блоке с большевиками, то после прихода большевистской партии к власти в России ситуация изменилась. Активисты и сторонники Гельсингфорсской федерации анархистов-коммунистов (ГФАК), которая к январю 1918 г. объединяла до 2000 членов, выступали за самоуправление на флоте, оспаривали централизаторские попытки большевистских комиссаров и командиров и силой освобождали радикалов, арестованных за участие в актах экспроприации буржуазии [2, с.14–16]. Они вели активную агитационно-просветительскую работу в Народном доме, который располагался в захваченном ими здании Морского офицерского собрания [см.: 8; 9; 10; и др.].

С началом гражданской войны в Финляндии в январе 1918 г. российские анархисты в Гельсингфорсе провели мобилизацию своих сторонников, готовых сражаться против "белых" финнов [14]. От 250 до 300 моряков-анархистов в конце января – начале февраля 1918 г. в составе "Черной гвардии" сражались на фронте на стороне финских "красных". Как вспоминал Михаил Степанович Свечников, командовавший русскими добровольцами в Финляндии, после 31 января "Балтийский флот прислал отряд матросов-анархистов в двести пятьдесят человек, которые, появившись в гор. Таммерфорсе с черными знаменами, произвели удручающее впечатление на финскую буржуазию и подняли настроение Красной гвардии и русских добровольцев". Они попросили направить их в самое опасное место боев [17, с.62]. Попав под пулеметный огонь в ходе сражения под Руовеси, отряд понес крупные потери [17, с.62–64; 37, с.236; 46, с.41–43; 28, с.81]. Согласно отчету, подписанному командиром морского батальона Столбовым, погибли по 2 моряка с линкора "Республика" и с тральщика "Взрыв", по одному – с линкора "Гангут" и эсминцев "Гавриил" и "Лейтенант Ильин". Кроме того, пропали без вести 4 моряка (с линкора "Андрей Первозванный", эсминцев "Изяслав" и "Десна" и с миноносца "Резвый"). 30 моряков (по 5 – с "Республики" и "Гангута", по 3 – с "Ильина"и "Севастополя", по 2 – с "Взрыва", "Орлицы", "Прыткого", "Инженер-механика Зверева", по одному – с "Тамары", "Забияки", "Риги", "Самсона", "Петропавловска" и "Полтавы") и 2 солдата были ранены и отправлены в Таммерфорс в сопровождении 2 матросов с "Забияки" и одного – с "Ильина". Кроме того, были возвращены с фронта в часть из-за болезни 2 матроса с "Ильмени" и по одному – с кораблей "Десна" и "Республика" [20].

Тем не менее, отношения анархистов из России с властями "красной" Финляндии были далеко не безоблачными. Члены секретариата ГФАК Илья Лесной и Кузнецов жаловались во фракцию анархо-коммунистов во ВЦИК на произвольные аресты и задержания моряков-анархистов в финской столице и угрожали, что "если финские власти не откажутся от насилия и преследования наших товарищей, мы вынуждены будем применить те методы воздействия, которые непосредственно вытекают из тактики анархической борьбы" [3, л.73].

8 и 9 марта 1918 г. в Гельсингфорсе, по свидетельству очевидцев, произошли вооруженные столкновения между русскими моряками-анархистами и силами финских "красногвардейцев", в ходе которых имелись жертвы. Анархисты угрожали взорвать оружейные склады около Свеаборга [40; 30]...

Как известно, по условиям Брестского мира, российские морские и военные части покинули Финляндию, и анархисты из России ушли с ними вместе. Общее собрание федерации анархистов-коммунистов Балтийского флота постановило 16 марта перенести свою штаб-квартиру на Васильевский остров в Петрограде [13]. Гражданская война в Финляндии закончилась полным поражением "красных". Сложись история иначе, российским анархистам, быть может, удалось бы помочь финским единомышленникам в становлении собственного движения, благо начало в 1917 г. уже было положено. Но в Финляндии, где победили "белые", уже не могло быть и речи ни о каком организованном анархистском движении. До его возникновения должно было пройти еще около полувека...

ЛИТЕРАТУРА

1. Анархия // Известия Гельсингфорсского Совета Депутатов армии, флота и рабочих. – 13.06 (31.05.) 1917. – №62. – С.3.

2. Бажанов Д.А. "Власть и народ": Взаимоотношения балтийских моряков и местных органов власти в ноябре 1917 – марте 1918 гг. (на материалах кораблей Гельсингфорсской военно-морской базы) // Вестник Брянского Государственного университета. – 2012. – №2. – С.13–16.

3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-1235. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов (ВЦИК). – Оп.93. Документальные материалы общего отдела ВЦИК, 1918 г. – Д.235. Протокол /копии/, выписки из протоколов, резолюции местных конференций и заседаний комитетов РКП/б/, общих собраний членов партии левых эсеров и максималистов и переписка об организации комитетов РКП/б/ на местах, отстранении левых эсеров от руководящей работы и по другим вопросам. Информация Центрального Комитета КП/б/У о съезде коммунистических организаций территории Украины, состоявшемся 16 июля 1918 года. 31 марта – 26 декабря 1918 г. – 124 л.

4. Дубровская Е.Ю. Гельсингфорсский Совет депутатов армии, флота и рабочих (март – октябрь 1917 г.). – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1992. – 173 с.

5. Дубровская Е.Ю. Политическая топография Гельсингфорса в 1917 г. (Восприятие города российскими военнослужащими) // Вестник Новгородского Государственного Университета. – 2004. – №29. – С.9–15.

6. Дубровская Е.Ю. Революционная радикализация российских военных в Финляндии и национальные устремления финляндцев в 1917 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.polithistory.ru/upload/iblock/ab2/ab254e1c9250f80c78bb5a79c7a... (Дата обращения: 20.02.2018).

7. Ермаков В.Д. Российский анархизм и анархисты: вторая половина XIX – конец ХХ веков. – Спб.: Издательство координационной группы "Нестор", 1996. – 297 с.

8. Захват Морского Собрания в Гельсингфорсе // Буревестник. – Петроград, 29.12.1917. – №37. – С.1.

9. Известия Гельсингфорсского Совета депутатов армии, флота и рабочих. – 30.12.1917 (12.01.1918). – №238

10. Известия Гельсингфорсского Совета депутатов армии, флота и рабочих. – 28 (15).02.1918. – №37.

11. Извещение // Буревестник. – Петроград, 20.02.1918. – №27 (66). – С.4.

12. Иоган Кокк // Голос труда. Орган Федерации союзов русских рабочих Соединенных Штатов и Канады. – Нью-Йорк, 14.05.1915. – №36. – С.1.

13. Ко всем товарищам Анархистам-Коммунистам Балтийского флота // Буревестник. – Петроград, 29.03.1918. – №50 (89). – С.4.

14. Обращение Гельсингфорсской Федерации Анархистов-Коммунистов // Известия Гельсингфорсского Совета депутатов армии, флота и рабочих. – 26.01 (8.02).1918. – №20. – С.1.

15. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году. Протоколы, стенограммы и отчеты, резолюции, постановления общих собраний, собраний секций, заседаний Исполнительного комитета и фракций 27 февраля – 25 октября 1917 года. Т.1. 27 февраля – 31 марта 1917 года / Отв. ред. В.И. Старцев, Ю.С. Токарев. – Л.: "Наука"; ленинградское отделение, 1991. – 665 с.

16. Рудницкая Е.Л. Новые материалы о связи редакции "Колокола", Михаила Бакунина с финским национально-освободительным движением // Вопросы истории. – 1967. – №12. – С.36–52.

17. Свечников М.С. Революция и гражданская война в Финляндии: 1917–1918 годы (Воспоминания и материалы). – М.-Петроград: Государственное издательство, 1923. – 128 с.

18. Слэттер Дж. Письма П.А. Кропоткина как исторический источник // Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. Вып.4. Идеи П.А. Кропоткина и естествознание. Вопросы биографии П.А. Кропоткина. – М., 2002. – С.158–178.

19. Солдаты и рабочие // Известия Гельсингфорсского Совета Депутатов армии, флота и рабочих. – 13.06 (31.05.) 1917. – №62. – С.3.

20. Список убитых и раненых матросов и солдат в бою под Пекалой и Руовеси 31-го января 1918 года // Известия Гельсингфорсского Совета депутатов армии, флота и рабочих. – 28 (15).02.1918. – №37. – С.2.

21. Шум местных коммунистов // Известия Гельсингфорсского Совета Депутатов армии, флота и рабочих. – 13.06 (31.05.) 1917. – №62. С.3.

22. Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии 1809–1995. – М.: Издательство "Весь мир", 1998. – 384 с.

23. Anarchist Regime Overthrown // The Washington Post. – Washington, 25.06.1917. – No.14986. – P.4.

24. Asettuneet Nikolainkirkkoon: Ulosajaesja tehneet wastarintaa // Työmies. – 18.06.1917. – No.161. – S.3.

25. Boldtilaiset suunnittelewat nutta woimannäytöstä // Työmies. – 18.06.1917. – No.161. – S.3.

26. "Boldtilaisten" esiintyminen Nikolainkirkossa: Poliisikuulustelusta // Työmies. – 21.06.1917. – No.164. – S.4.

27. Fagerudd H. Helsingin kirkkomellakat 1917 kolmen eri julkisuuskuvan kautta tarkasteltuna / Suomen ja Skandinavian kirkkohistorian pro gradu - tutkielma. – Helsinki, 2017. – 90 s.

28. Harjula M. Itämeri 1914–1921. Itämeren laivastot maailman sodassa sekä Venäjän vallankumouksissa. – Helsinki: Books on Demand, 2010. – 376 s.

29. Jean Boldt // Työmies. – 1.06.1917. – No.144. – S.4.

30. Kevättunnelma purkautuu säveliksi – työväenmusiikkimies Väinö Pesolan päiväkirja 1918 [Электронный ресурс]. URL: https://yle.fi/aihe/artikkeli/2018/03/09/kevattunnelma-purkautuu-savelik... (Дата обращения: 17.08.2018).

31. Kolehmainen J.I. The Inimitable Marxists: The Finnish Immigrant Socialists // Michigan History. – 1952. – No.36. – P.395–405.

32. Kostiainen A. A Dissenting Voice of Finnish Radicals in America: The Formative Years of Sosialisti-Industrialisti in the 1910s // American Studies in Scandinavia. – 1991. – Vol.23. – P.83–94.

33. Kropotkin P. Finland: A Rising Nationality // The Nineteenth Century. – 1885. – March. – P.527–546.

34. Lackman M. Kullervo Manner – kumouksellisen muotokuva. – Somero: Amanita, 2017. – 284 s.

35. Nousiainen A. Oli kaunis kesäpäivä vuonna 1917, kun anarkistit valtasivat Tiomiokirkon // Helsingin Sanomat. – 9.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hs.fi/paivanlehti/09042017/art-2000005162440.html (Дата обращения: 22.02.2018).

36. Pinta S. Educate, Organize, Emancipate: The Work People`s College and The Industrial Workers of the World // Anarchist Pedagogies: Collective Actions, Theories, and Critical Reflection on Education / Ed. by R.H.Haworth. – Oakland: PM Press, 2012. – P.47–68.

37. Polvinen T. Venäjän vallankumous ja Suomi 1917–1920 / Osa I. – Porvoo: WSOY, 1987. – 385 s.

38. Radio: Joel Lehtonen (&nihilismi) // Takku [Электронный ресурс]. URL: https://takku.net/forum/viewtopic.php?showtopic=1129 (Дата обращения: 20.02.2018).

39. Rapatti M. Arvid Järnefelt kasvatusajattelijana. – Jyväskylä: Jyväskylä Yliopisto, 2002. – 246 s.

40. Ryssät ja punakaarti tukkanuottasilla — lääkäri Martti Johannes Siiralan päiväkirja 1918 [Электронный ресурс]. URL: https://yle.fi/aihe/artikkeli/2018/03/10/taytyy-ihmetellen-katsella-hist... (Дата обращения: 17.08.2018).

41. Siltala J. Being absorbed into an Unintended War // The Finnish Civil War 1918: history, memory, legacy / Ed. by T. Tepora, A. Roselius. – Leiden; Boston: Brill, 2014. – P.51–89.

42. Turunen M. Löytötavaraa – Helsinki: Gummerus, 2007. – 235 s.

43. Vakkilainen A. Venäläiset anarkistit Suomessa 1917–1918 // Kapinatyöläinen. – 1989. – No.2.

44. Varho E. Sosialistit pyrkivät itsenäistämään Suomea jo heinäkussa 1917 – porvarit harasivat vastaan [Электронный ресурс]. URL: https://yle.fi/uutiset/3-9710204 (Дата обращения: 22.02.2018).

45. Waroitus työlaisille // Työmies. – 18.06.1917. – No.161. – S.3.

46. Ylikangas H. Tie Tampereelle. – Porvoo: WSOY, 1993. – 569 s.

Опубликовано: Acta eruditorum. 2020. Вып.35. С.32-38.