Деятельность 4-го поколнения анархистов Кубы: Взгляд изнутри

Формирование четвертого поколения анархистов на Кубе было трудным процессом, потребовавшим большого упорства и большой потребности в памяти. Предшествовавшее нам поколение было сметено 50 годами ранее машиной превентивных репрессий, которые были организованы кубинскими сталинистами из Народной социалистической партии (НСП) в союзе с Движением 26 июля. Таким образом, всего через два года после триумфа так называемой «кубинской революции» новое государство, формировавшееся под этим глобальным политическим брендом, уже сумело уничтожить все разнообразные и распространенные общественные проявления анархистского движения, которые существовали на Кубе до 1961 года.

Третье поколение кубинских анархистов добилось заметного организационного развития за десятилетия с 1930-х по 1950-е годы, когда во многих других регионах мира анархизм как движение пришел в глубокий упадок и был сметен своими могущественными врагами. Ключевым вектором возрождения анархизма на Кубе в упомянутый период была Федерация либертарной студенческой и рабочей молодежи, созданная в разгар переживаний и неудач социальной борьбы, которая развернулась в начале 1930-х годов в ответ на кризис молодого бюрократического и неоколониального республиканского государства, возникшего на Кубе в 1902 году из остатков героической Вооруженной Кубинской освободительной армии.

 

 

Эта организация составила костяк большой группы молодых людей того времени, которым удалось оправиться от захвата сталинистами при поддержке полиции Национальной конфедерации рабочих Кубы (КНОК), созданной благодаря усилиям кубинских анархо-синдикалистов вокруг Альфредо Лопеса как одной из наиболее видных фигур коллективных усилий второго поколения анархистов на Кубе. Федерация молодежи середины 1930-х годов также сумела дать новый импульс легендарной, но уже приходившей в упадок Федерации анархистских групп Кубы (ФГАК), что привело в 1942 году к созданию Либертарнкой ассоциации Кубы (ЛАК) и таких важных, но сегодня забытых организаций, вдохновляемых анархизмом, как Федерация крестьянских ассоциаций, Ассоциация антифашистских борцов (ветераны гражданской войны в Испании), более сдержанные, но столь же активные Местные комитеты обороны и серьезная, хотя и неудачная попытка участия в рабочем движении ­- Всеобщая конфедерация трудящихся, с целью противостоять сталинистской монополии в профсоюзном движении, установленной 28 января 1939 года с созданием Кубинской рабочей конфедерации (КТК).

 

 

Эта организационная структура третьего поколения кубинских либертариев породила также живую общественность и процветающее анархистское издательское движение, которое возобновило давнее присутствие анархистской прессы и общественную деятельность на Кубе. Так были организованы три либертарных конгресса (в 1944, 1948 и 1950 г.). По всей географии и всей социальной ткани страны распространились работа и практика с антиавторитарной направленностью в крестьянских ассоциациях, соседских ассоциациях и в регионах страны, которые были обойдены вниманием других идейных течений; предприняты некоторые инициативы в движении, объединяющем людей африканского происхождения, и в художественной сфере. Все это стало целым наследием опыта, которое четвертое поколение анархистов на Кубе пытается реконструировать и заново открыть на Кубе в последние три десятилетия, получая периодически помощь со стороны товарищей-ветеранов ЛАК, особенно Франка Фернандеса, Густаво Родригеса и других товарищей, которые в 1990-х годах основали Кубинское либертарное движение во Флориде и опубликовали ценную и теплую книгу «Анархизм на Кубе», прекрасно отредактированную Фондом Ансельмо Лоренсо в Мадриде.

 

 

В отсутствие подробных данных об анархистской деятельности на Кубе в период с 1961 по начало 2000-х годов и принимая во внимание наш личный опыт, четвертое поколение анархистов на Кубе обрело ясную организационную форму с созданием 1 мая 2013 года Либертарного семинара имени Альфредо Лопеса, названного в честь ведущей фигуры анархо-синдикализма на Кубе и Чикагских мучеников. «Семинар», как мы его ласково называем, за десять лет существования стал попыткой ответа не только на всю долгую пустоту забвения, порожденного затянувшейся сталинско-фиделистской ночью, которая сковала кубинское общество, но и на всю социальную дезинтеграцию, на авторитаризм, научно усвоенный менталитетом нескольких поколений, и на недостаток осмысления средств и форм организации, процветавших на Кубе до 1959 года при третьем поколении анархистов.

Все это нам пришлось делать в условиях гигантского и эффективного аппарата превентивных социальных репрессий, который на протяжении последних шести десятилетий организовал политическую полицию (внушающий страх Департамент государственной безопасности или G2) на Кубе, где любые общественные проявления, хотя бы минимально автономные от государственных институтов, почти всегда методично разрушались и подавлялись.

В таких условиях мы, небольшая группа людей с антиавторитарными намерениями, создали в 2006 г. «Сеть критического мониторинга Кубы» (ROCC) ­- пространство, которое превратилось в ассамблеарную координацию почти десятка инициатив в таких сферах, как антиавторитарное образование (проект «Эль Тренсито»), самообразование («Ла Эскуэлита»), интеллектуальная история освободительной мысли («Кафедра Айде Сантамария»), экологический активизм (Коллектив «Хранители лесов», экологическая инициатива «Ла Руэда»), сексуальное инакомыслие (Коллектив «Аркоирис»), антирасистская деятельность и память людей африканского происхождения («Кофрадиа де ла Негритуд», поэтическо-перформационное братство «Чекендеке», Антирасистский альянс Анамуто, автономная инициатива «Уголок деколонизации кубинской народной исторической памяти 27 ноября»), лаборатория предложений по социалистическому обновлению на Кубе «Партиципативный и демократический социализм» (группа SPD), а также анархистские инициативы Либертарный семинар имени Альфредо Лопеса, «Локасьон Кристо Сальвадор» и издательская инициатива «Альмарио».

Мы в Либертарном семинаре имени Альфредо Лопеса, Коллективе «Хранители лесов» и «Локасьон Кристо Сальвадор» устраивали «Либертарные весенние дни» в Гаване с 2013 г. и почти без перерыва до июня 2024 г., когда активность почти сошла на нет.

 

 

За это время мы организовали большое число мероприятий в семейных и общественных пространствах (как близких к нам, так и спорных). Мы основали небольшой ежемесячник «Тьерра Нуэва» («Новая земля. Пространство взаимодействия анархистских людей и идей»), издательскую марку «Гильртина инутиль» («Бесполезная гильотина»), помогли наладить выпуск первого автономного экологического журнала на Кубе «Гуардабоске» («Хранитель леса»), журнала «Альмарио» и в общем духе ­- фанзина об изобразительном искусстве «Карне негра».

 

В этот период мы в наших начинаниях получили солидарную поддержку от различных товарищей, инициатив и организаций, без которой было бы гораздо труднее делать то немногое, что мы делали. В первую очередь, это были инициатива «Группа помощи либертариям и независимым социалистам на Кубе» (G.A.L.S.I.C.) и ее вдохновители Даниэль Пинос и Густаво Альберола и другие товарищи из парижской CNT, товарищи из Тулузы, CGT и сан-францисской секции Индустриальных рабочих мира через товарища Саманту Левенс, товарищи из издательского коллектива «Эль Либертарио», покойный товарищ Нерио Касони и его инициатива «Локос пор ла Тьерра», товарищи из испанской CNT-AIT, мадридского социального центра «Ромпе эль сиркуло» («Разорви круг»), издательская группа «Эль Сальмон», организованные товарищи и индивидуальные инициативы в Германии, Голландии, Анархистская федерация Франции, Интернационал анархистских федераций, коллектив «Кискелья Либертариа» из Доминиканской республики, Федерация анархистов гаучо, издательство «Рохо и Негро» в Колумбии, издательская инициатива «Альтер» в Уругвае и множество других инициатив, которые в данный момент могли несправедливо забыться из-за запутанной и аффективной работы человеческой памяти. Но все они вместе смогли позволить нам ощутить себя частью скромного, но энергичного и эффективного международного движения, от которого мы получали материальную помощь и плодотворную интеллектуальную подпитку в том, что касается знаний, дискуссий и антиавторитарных практик после более чем полувекового отсутствия перспектив такого рода на Кубе.

Благодаря этой сети эффективной поддержки и солидарности, а также находясь в наших обстоятельствах на Кубе, мы обрели новую позицию анархистской перспективы в публичных идейных дебатах на Кубе и вновь наполняем забытыми датами календари исторических событий на Кубе, где доминируют сталинисты, либералы, троцкисты и социал-демократы. Спустя полвека нам удалось восстановить присутствие на престижных международных анархистских площадках, таких как Каракасская анархическая ярмарка видео и журналов, Лондонская анархистская книжная ярмарка, различные конгрессы Интернационала анархистских федераций; мы получаем приглашения или координируем встречи с анархистскими федерациями и инициативами в Венесуэле, Доминиканской республике, Колумбии, Бразилии, Мексике, Испании, Франции, Италии, Германии, Голландии, Чехии, Словакии. В 2018 году, благодаря международной известности, которую мы добились в анархистских СМИ по всему миру, мы завершили успешную кампанию по сбору средств, которая позволила нам купить помещение в Гаване, и основали «ABRA», первый анархистский социальный центр на Кубе, после более чем векового отсутствия такого рода пространств на Кубе. В 2016 году мы начали продвигать создание Анархической федерации Центральной Америки и Карибского бассейна (FACC), которая в настоящее время пытается выживать, по крайней мере, как пространство для общения и периодической координации между товарищами в регионе.

 

 

2019 год стал началом продолжающегося по сей день паралича, который привел к кризису Либертарных весенних дней 2024 года и остальных пространств, которые мы запустили в 2013 году. Это произошло в разгар материальной ситуации, отмеченной глобальными последствиями эпидемии COVID-2019, в ходе которой были разрушены многие координационные пространства для автономных социальных инициатив, а также всем тем, что пришло на Кубу после эпидемии: исчезновением системы общественного транспорта в стране, коллективной прекаризацией заработной платы из-за галопирующей и вышедшей из-под контроля инфляции, крахом систем продовольственного снабжения и национальной электрической системы, массовым исходом более миллиона человек менее чем за два года, прекаризованного старения наших родителей, получающих нищенские пенсии, отсутствием доступа к лекарствам и услугам поликлиник и больниц для наших больных, ликвидацией правительством системы общественного здравоохранения на Кубе, поскольку приоритет отдается инвестициям в недвижимость и гостиницы. Все это обрекло нас на жизнь, полную лишений, где центральным вопросом является выживание.

Это выживание под все более усиленным полицейским надзором и все большим произволом вместо законности после исторических дней массовых протестов 11-13 июля 2021 года против прекаризованности и государственного деспотизма, приведших к появлению более 1000 политических заключенных. Многие из них получили длительные приговоры и испытывают ужасные условия заключения в тюрьме за единственное преступление, состоящее в реализации права и обязанности протестовать перед лицом широко распространенной нищеты, без каких-либо перспектив на решение проблем со стороны правительства.

Небольшое четвертое поколение анархистов на Кубе переживает, как и все остальное кубинское общество, долгую агонию так называемой кубинской революции, пожираемой родившимся из нее «Социалистическим государством» и породившей военно-предпринимательскую олигархию, закрепившуюся в мощной кубинской олигополии G.A.E.S.A. (Business Support Group S.A.). Эта олигархия управляет многомиллионными фондами и инвестициями на Кубе и за ее пределами, осуществляет мафиозный контроль над сокращающейся государственной производственной сетью, гостиничным бизнесом, скандальным экспортом медицинских услуг в условиях полурабства для работников и профессионалов кубинского здравоохранения. Она осуществляет столь же мафиозное управление использованием крупных денежных переводов, которые кубинские эмигранты ежегодно отправляют своим семьям в условиях конфискаций на Кубе, и другими операциями. С их помощью эта олигархия эксплуатирует и угнетает кубинское общество в целом, как присоединенную колониальную территорию, субсидируя ему скудную ежемесячную корзину потребления, которой хватает на выживание в течение пяти дней и от которой зависят миллионы людей, лишенных своей собственной жизни. В то же самое время эта олигархия поддерживает внушительный аппарат превентивного наблюдения, полицейских, параполицейских и тюремных репрессий, с огромным, но точно даже неизвестным числом заключенных, что позволяет ей справляться с продолжающимся социальным коллапсом без больших доз открытого насилия. Такой аппарат ­- настоящее государство внутри кубинского государства, которое не подотчетно ни парадному Генеральному контрольному управлению Республики Куба, ни какой-либо из бесполезных «массовых организаций» Революции.

Пустив корни в социальной ткани страны, как настоящие «гусанос» ­- черви (термин, который они десятилетиями использовали для определения кубинцев, которые просто не согласны с их «революционным» режимом), эта олигархия на международном уровне каждый год жалобно проплакивает в ООН свою излюбленную мантру: «немедленное и безоговорочное снятие бесчеловечной американской блокады Кубы», которую они считают «самой важной проблемой, от которой страдает кубинская революция». На самом деле это (их призывы снять блокаду, ­- прим. перевод.) отражает лишь стремления этих олигархов стабилизировать свое положение на следующие десятилетия в качестве доминирующей группы на Кубе, став администраторами и прямыми бенефициарами восстановления старых неоколониальных отношений с Соединенными Штатами, ­- отношений, которые они сами разорвали в 1960-61 годах, а теперь сожалеют о том, что основали «первую свободную территорию в Америке», следуя необдуманным антиамериканским импульсам основателя нынешней династии Кастро. Преодоление этого антиимпериализма кастристской олигархии ­- авторитарного, милитаристского и вышедшего из-под контроля ­- позволило бы ей отстоять свое господство на Кубе под протекторатом американцев, сев с ними за один стол и отстранив кубинскую буржуазию Флориды, как сделали свиньи оруэлловской Фермы с людьми, изгнанными в результате победоносной революции животных.

Ни в одном из упомянутых вопросов мы, кубинские анархисты, не имеем ни малейшей возможности на что-либо повлиять. В наших руках лишь скудные, но важнейшие орудия: мы можем демонстрировать и распространять стремление к самоорганизации, взаимопомощи и свободной инициативе широких масс во всех вопросах повседневной жизни, размывать и вытравливать внутреннюю авторитарную логику, даже среди тех, с кем мы вместе боремся с правительственным деспотизмом, изгонять потребность в новых гуманных «главных команданте» из нашей жизни и брать на себя ответственность среди равных и единомышленников за наше собственное ненадежное существование, солидарно и, без доктринального высокомерия, внимательно относясь к месту, темам и пространствам, где ощущается растущая потребность в низовых организациях и ассамблеях равных, внося наши предложения и наши идеи. Анархистское напряжение пронизывает нас всех повсюду и не является монополией тех, кто называет себя анархистами.

Крах монументального кафкианского государства, построенного на Кубе якобы для защиты Кубинской революции, является частью продолжающегося глобального кризиса, и мы знаем, что он не станет автоматически освобождающим событием. Это будет зависеть от воли, желаний и организационных возможностей сообществ и народов, составляющих Кубу и весь мир. На том стояли три поколения анархистов на Кубе, предшествовавшие нам, и мы тоже на том стоим.

Организованные народы, матчества без государств

Абелардо

Где-то в Гаване, июль 2024 г.