Кибуц Самар: Дух без устава

Несколько слов о сутках, проведённых в кибуце Самар

Члены кибуца Самар вежливо отказываются от каких либо идеологических определений. Они не слишком заняты теорией и не вполне осведомлены о новых тенденциях в современном активистском дискурсе. Для них "коммунизм" -- это всё ещё что-то про Сталина, а "анархисты" -- это те, кем их самих называли, когда они взбунтовались против надоевших принципов кибуцного коллективизма.

Они не слишком задаются вопросом - как это работает, самое большее, что они могут об этом сказать: "мы функционируем хаотично". К слову сказать, они не любят, когда о них говорят во множественном числе, "они", "вы" - все разные, нет никакого единства рядов.

В кибуце Самар каждый даёт по возможностям, а получает по потребностям, в то время, как личная свобода является высшей ценностью. Два этих полюса, которые многим покажутся несовместимыми, мирно и вполне успешно сосуществуют в этом человеческом пространстве со времени основания кибуца в 1976 году. Основатели кибуца Самар всего-навсего искали оптимальную форму существования, которая позволила бы каждому свободно дышать, без того, чтобы это мешало общему благу. Так, чисто интуитивно и спонтанно, они пришли к анархо-коммунистической системе. Можно сказать, что пример Самар возвращает доброе имя таком "страшным" сегодня словам, как "коммунизм" и "анархизм", а также заставляет по новому взглянуть на понятие "хаос".

***
За всю историю кибуцного движения было лишь два кибуца, организованных вторым поколением, "детьми кибуца" - кибуц Керем Шалом и кибуц Самар. Обычно родившиеся в кибуце оставались продолжать дело родителей, либо покидали кибуц. Новые кибуцы организовывали новые люди. Когда это делали "бнэй кибуц" (дети кибуца) это означало - бунт. Основная мотивация основателей Самар, 19-20 летних самоуверенных и непокорных молодых людей, была - да, кибуц; нет - авторитарный кибуц.

В Самар нет устава, есть дух и один единственный основной принцип - не причинять вреда другим. Нет заседаний, нет советов, если возникает вопрос, требующий решения, собирается общее собрание и принимается решение по принципу прямой демократии.

Всё имущество совместное, у каждого кредитная карточка кибуца, каждый волен брать столько сколько ему нужно (в Самар предпочитают в данном случае использовать слово "нужно", а не "хочется").
Возможно труднее всего современному городскому человеку постичь, что значит - "получать по потребностям" - ведь потребности у всех разные, ясно как день, что будет неравенство! Как выяснилось у членов Самар также не одинаковые потребности, и там тоже существует неравенство. В столовой висит диаграмма личных расходов и её линия резко взлетает вверх, доходя до того самого одного процента. При этом то, что бросается в глаза, это то, что разница в потребностях составляет максимум 1:10. Нельзя сказать, что и такая, на взгляд городского жителя, незначительная разница не беспокоит остальных участников коллектива, но тем не менее они предпочитают не вводить каких либо насильственных мер воздействия на расточителей и видят в этом скорее их личностные, психологические проблемы, нежели простое антиобщественное поведение. Есть среди них и те, кто скажут, что такая система неудачна, и всё же большинство предпочитает продолжать искать творческое решение проблемы, но не применять силу. Интересно, что в секретариате есть та же диаграмма с именами и каждый может на неё взглянуть, но никто этого не делает.

В этом случае уважение свободы личности уравновешивает коллективизм, в то время, как отказ от частной собственности, освобождающий людей от потребности в накоплении богатства, помогающий сохранить относительное душевное равновесие, оставаться по ту сторону обсессии, уравновешивает отвратительный хищнический индивидуализм.

Справедливости ради надо сказать, что далеко не каждый желающий может стать членом кибуца Самар - те кто на самом деле не готовы к жизни в общине не пройдут отбор. Этот факт конечно тоже способствует поддержанию относительного равновесия.

Атмосфера в кибуце размеренная, люди милые и приветливые, при этом нет особой страсти к общественным мероприятиям, ритуалам, никто не вмешивается в вопросы веры, политических убеждений. Также нетрудно заметить, что здесь не страдают миссионерством в целях спасения мира.

Возможно такое равнодушие членов кибуца Самар к происходящему за его забором может разочаровать. Скорее всего, в самом кибуце такое разочарование приймут спокойно - когда людям необходимо поддерживать здоровые отношения в общине, насчитывающей более 150 человек без давления сверху, у них просто не остаётся времени ещё и на то, чтоб беспокоится о том, что о них думают другие.

Итак, система несовершенна, вот и прекрасно, считают в Самар.

Для поддержания нормального микроклимата требуется постоянное внимание, много гибкости и творческий подход. Это та цена, которую приходится платить за полное участие в собственной жизни, но как видно, тот, кто решает быть главным героем своей истории, вместо того, чтобы смотреть по телевизору истории других, готов заплатить, сколько бы это ни стоило.

Вопрос, который остаётся открытым, это - возможно ли, и если да, то как, передать этот опыт будущим поколениям без того, чтоб закрепить его в форме законченной идеологии? Вернутся ли дети Самар, разъехавшиеся посмотреть мир, продолжить начатое их родителями? Смогут ли сохранить и продолжить традицию молодые люди, принятые в Самар и создавшие здесь новые семьи?

Хотелось бы надеяться, что ответ положительный, и Самар сможет существовать и дальше с той же спонтанной непосредственностью, ведь одна из самых замечательных его черт это полное отсутствие какой бы то ни было догмы.

Yulia Kislev, Израиль

Раннее по теме:

Анархия в пустыне Арава

Фотографии из кибуца Самар: