А.Ю. Федоров. Анархисты и синдикалисты мира в условиях "коронакризиса"

Предлагаем небольшой обзор позиций, занятых либертарными организациями (от революционного анархо-синдикализма до реформистских организаций и групп) и отдельными теоретиками в связи с эпидемией коронавируса и разворачивающейся перестройкой мирового капитализма. После первоначального шока и часто непонимания происходящего, взгляд со временем стал все больше  направляться на тоталитарную, принудительную и репрессивную политику государства, которая оказывается куда страшнее и разрушительнее по своим последствиям, чем любая эпидемия.

Данная заметка – не попытка объять необъятное. Я не ставлю перед собой целью собрать все возможные реакции на кризис, эпидемию и действия властей со стороны международного анархистского движения (насколько такой термин может быть корректен). Моя задача сейчас – это показать палитру реакции на происходящее со стороны антигосударственников и причины занятых позиций[1].

Так, секретариат Международной ассоциации трудящихся (МАТ) уже 16 марта, то есть через пять дней после объявления Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) всемирной пандемии COVID-19, выступил с заявлением, в котором отмечалось, что секции организации на создавшуюся ситуацию отреагировали по-разному. Вместе с тем сам секретариат акцентировал свое внимание на неадекватных действиях властей и необходимости защиты социально-экономических прав трудящихся. При этом секретариат МАТ выступил с позиции необходимости прекращения работы тех отраслей, которые не являются жизненно важными, при безусловном сохранении заработной платы и обеспечения населения всем необходимым, свободном доступе к медицинским услугам для населения, в особенности той части, которая оказалась в зоне риска. Был сделан призыв к забастовкам с целью прекращения работы в тех случаях, когда работодатели не останавливают работу исходя из интересов прибыли в ущерб здоровью своих сотрудников. Также были выдвинуты требования об особом внимании в отношении людей, не имеющих крыши над головой, и стимулировании работы системы здравоохранения[2]. Строго говоря, заявление носило оборонительный характер, благо еще не было известно о том, что последует в евроатлантическом мире в скором времени - тотальных локдаунах с далеко идущими социально-экономическими последствиями, в первую очередь бьющими по наименее защищенным слоям населения, и повсеместным усилением полицейских мер тотального контроля за всеми сферами жизни населения.

Испанская секция МАТ выпустила в марте свое заявление в связи с происходящим. Она высказывала опасения относительно того, что несмотря на все заверения правительства расплачиваться за текущих кризис придется наименее защищенным слоям населения, как это всегда и бывало. Здесь также звучало требования немедленного прекращения работы во всех не являющихся жизненно важными отраслях при полном сохранении заработной платы. Кроме того, были озвучены требования остановки выплат по ипотечным кредитам и оплаты жилья для тех, чьи доходы сократились из-за кризиса. Также прозвучало требование о незамедлительном освобождении из заключения всех тех, кто находится в группе риска из-за эпидемии[3].

В марте озвучили свою позицию и индийские анархо-синдикалисты. Они требовали обеспечения в сложившихся условиях официальных и неофициальных работников всевозможных фирм регулярными денежными выплатами, повышенного внимания к системе здравоохранения, обеспечения ежемесячным пособием прекаризованным работникам и безработным, а также обеспечения высококачественными средствами индивидуальной защиты (СИЗ) всех работников «доставки, уборщикам и работникам сфер всех жизненно важных услуг»[4].

С определенной долей уверенности можно сказать, что в первый момент анархо-синдикалисты, как видимо и все или почти все на планете, оказались в состоянии растерянности перед лицом кризиса, так как было совершенно непонятно, как именно необходимо реагировать на кризис, как будут в дальнейшем действовать власть и бизнес, и что в целом будет происходить дальше. А вот дальше начались локдауны по всему миру, на улицы разных европейских городов выводились войска для поддержания порядка, начали вводиться штрафные санкции для лиц, не выполняющих карантинные требования.

Когда волна локдаунов докатилась до России, со своим заявлением выступила российская секция МАТ. Как и в предыдущих случаях, звучали слова и проблемах в системе здравоохранения вследствие неолиберальной политики правящих верхов, о том, что расплачиваться за кризис будут наименее социально защищенные слови населения. Вместе с тем прозвучало и обвинение в адрес правящих кругов в фактическом установлении тоталитарного режима под предлогом борьбы с эпидемией[5].

Со временем разговоры о том, что действия властей в связи с кризисом имеют мало общего с собственно борьбой с эпидемией стали все более отчетливыми. Так, в сделанном в декабре заявлении профсоюза работников здравоохранения, входящем в секцию МАТ Франции, среди прочего обращалось внимание на том, что, когда в начале кризиса было необходимо пополнять запасы медицинских масок, правительство этого не сделало. Зато в ноябре 2019 и апреле 2020 гг. миллионы евро тратились на закупку слезоточивого газа, полицейских дронов и других полицейских «спецсредств»[6].

Своего рода выразителем умеренно-оборонительной позиции можно назвать позицию известного анархиста-антрополога (не так давно скончавшегося) Дэвида Гребера – «Чтобы спасти мир, нам придется прекратить работать»[7].

То есть в какой-то момент могло показаться, что еще немного, и либертарная позиция может стать всеобщей. Но это была лишь иллюзия. Наглядной демонстрации непонимания того, что анархисты и власть совершенно по-разному понимают карантинные меры борьбы с эпидемией может служить опубликованное CrimethInc интервью с медсестрой-анархистской, которая безапеляционно заявляет, что не следует отказываться от комендантского часа и того, что в России называют пахабным словом «сомоизоляция», и остановки своей социальной жизни[8]. Проблема в том, что за все это кто-то должен заплатить; нужно обеспечить людям продовольствие и сохранение рабочих мест, не обкладывать драконовскими штрафами и тотальным полицейским контролем - однако в реальности мы наблюдаем все прямо противоположное тому, что должно было бы быть сделано, с анархистской точки зрения. В сделанном в начале эпидемии и кризиса заявлении чилийских анархо-синдикалистов говорилось: «Чрезвычайное положение, объявленное правительством, – лишь мера, которая все это демонстрирует. Военные не помогают населению, но выполняют задачу защитить капитал от народных экспроприаций, охранять частную собственность капиталистов. Государство боится своих граждан больше, чем эпидемии. Оно призывает их не помогать друг другу, а самоизолироваться и все больше и больше попадать в ловушку шока»[9].

Хотя постепенное «отрезвление» от первого шока приходило, сил и возможностей для полноценного ответа на действия властей у либертариев не было, а потому первомай в уходящем году прошел во многих странах скорее символически, чем как-то еще. Примерно с середины – второй половины марта по середину мая с улиц французских городов исчезли «желтые жилеты». И, все же, к 16 мая они вернулись, не смотря на запреты[10]. Для нас это примечательно во многом тем, что в данном движении очень активную роль играют французские анархисты.

В отличие от многих анархистов, занявших в начале эпидемии и кризиса умеренно-оборонительную позицию, известный испанский историк, анархо-ситуационист и антииндустриалист Мигель Аморос, уже в апреле заявлял о том, что текущий кризис «послужил предлогом для перевооружения господства». Он акцентировал внимание на том, что действия властей имеют отчетливо авторитарный характер, и лишь прикрываются ширмой борьбы с эпидемией. При этом он увязывал текущих кризис как с неолиберализмом, так и с самой логикой существования индустриального общества потребления[11].

12 марта со своей позицией по текущей ситуации в Италии выступили радикальные либертарии из CrimethInc. При этом они обращали внимание на то, что теперь мы находимся в условиях, когда наши жизни находятся под постоянной угрозой с одной со стороны, со стороны нового вируса, и, с другой, со стороны националистов и сторонников авториторизма[12]. Через несколько дей, 18 марта CrimethInc выступили с подробным изложением своей позиции. Они критиковали принимаемые сверху меры, обращая внимание на то, что, в конечном счете, никакое «социальное дистанцирование» от вируса защитить не сможет. Они обращали внимание на то, что: «Меры, осуществляемые во всем мире, тоталитарны во всех смыслах этого слова. Мы видим односторонние правительственные декреты, вводящие полный запрет на поездки, 24-часовой комендантский час, настоящее военное положение и другие диктаторские меры». Таким образом получалось, что тоталитарные тенденции переставали отныне быть лишь тенденциями, так как становились теперь частью нашей повседневной жизни[13].

20 марта со своим заявлением выступила Итальянская анархистская федерация, секция Интернационала федераций анархистов (ИФА), начинавшееся с вполне конкретного заявления: «Перед лицом данного кризиса государство и капитал с беспрецедентной очевидностью демонстрируют всю свою безграничную ограниченность и структурную неспособность учитывать потребности и здоровье людей». При этом, как и анархо-синдикалисты из МАТ, итальянские либертарии обращали внимание на то, что расплачиваться за кризис вынуждены будут наименее социально защищенные граждане[14].

Озвучили свою позицию и итальянские медработники, входящие в состав Итальянского синдикального союза, секции Международной конфедерации трудящихся. 26 марта они выступили с заявлением, в котором раскритиковали правительственную неолиберальную политику в области здравоохранения, которая способствовала тому, что в условиях чрезвычайной ситуации система оказалась не способна справиться с возросшими на нее нагрузками[15].

19 марта со своей позицией выступила Анархо-коммунистическая группа (АКГ) Великобритании[16], заявившая, среди прочего что ситуация вокруг COVID-19 является наглядным свидетельством необходимости  борьбы не только с угрозой вирусов, но и с самим источника возникновения такого рода угроз. Речь шла о том, что источником распространения нынешнего вируса, и ранее – свиного и птичьего – являлись животные, и конкретнее – связанная с ними продовольственная индустрия. Из этого делался вывод: «благополучие животных = благополучие человека». Также уже тогда она обращала внимание на потенциальные негативные последствия локдауны, которые мы все больше ощущаем сегодня: «Закрытие детских садов, социальных центров, библиотек и т. д. еще больше усугубит это чувство изоляции и одиночества, и, если в ближайшие месяцы не будут созданы массовые сети взаимопомощи, многие могут умереть в изоляции»[17].

В обращении, сделанном в начале апреля Анархо-коммунистической группой Великобритании, обращалось внимание на проблему возросшего в сложившихся условиях домашнего насилия в отношении женщин[18].

Со своей стороны Федерация анархистов Великобритании (ФАВ) выступила против политики, направленной на приобретение населения коллективного иммунитета, которой в марте еще придерживалось британское правительство, считая, что это может обречь на смерть людей со слабым иммунитетом. Либертарии выступили с, в сущности, с двойственной позицией: за прекращение работы там, где это возможно, а также дней открытых дверей в университетах, с одной стороны, и, с другой, с требованиями соблюдения социально-экономических гарантий для тех, кто работу остановил. При этом явственно чувствовалось осуждение репрессивных карантинных мер, уже принимаемых в Великобритании. Звучали призывы к большей сплоченности и взаимопомощи[19].

В условиях явно наблюдающегося начала тотального кризиса уже в начале апреля британские анархисты озвучили свои обновленные позиции. Так, ФАВ заявила об «идеологии неравенства» в условиях коронакризиса, а АКГ заявила о том, что нельзя допустить возврата к пронизанной частными интересами системе здравоохранения, каковой она была до начала кризиса, так как именно ее слабости и стали во многом причинами происходящего[20].

Обращая внимание на противоречия для капитализма, вызванные необходимостью выбирать между локдауном и не-локдауном с точки зрения «что выгодней» в экономическом смысле, а не в смысле здоровья населения, анархисты Мельбурна обращают внимание на то, что общество, основанное на либертарных принципах, не было бы ограничено рамками подобной дилеммы, и спокойно остановило бы работу всех не жизненно важных сфер, обеспечив при этом работников всем необходимым. Одновременно с этим они обращали внимание на то, что хотя в Австралии было принято множество мер для социально-экономической защиты населения, включающих увеличение пособия по безработице, запрет на выселение, субсидии в размере минимальной заработной платы и бесплатный уход за детьми, однако «ничто из этого не создает рая для рабочих», так как «[п]ринятые меры полны пробелов и несправедливостей, потому что они направлены, во-первых, на поддержание функционирования капитализма в чрезвычайных условиях и, во-вторых, на предотвращение широкомасштабных забастовок рабочего класса»[21].

Отметим, также, позицию видного североамериканского теоретика и публициста зеленого синдикализма Джеффа Шантца. Так, он критикует политиков за то, что те руководствуются в нынешних кризисных условиях чисто экономическими соображениями, забывая о собственно человеке. При этом со своей стороны он выступает с позиции необходимости сейчас как никогда для борьбы с эпидемией и кризисом таких традиционных для анархизма тем, как взаимопомощь и солидарность, социально-экономической защищенности для населения. При этом он обращает внимание и на то, что нынешний кризис обнажает и чисто экологические проблемы, стоящие перед человечеством, и неспособность их решить со стороны капитализма. По его мнению, в основе кризиса лежат индустриально-капиталистические причины, и в этом он смыкается с анархо-ситуационистом Аморосом. Также Шантц выступает и с критикой возросшего полицейского насилия, а также расового неравенства. «Данные кризисы также показывают, что борьба (не в последнюю очередь классовая) лежит в основе капитализма—борьба за природу, за социальные ресурсы, за предметы первой необходимости, за средства существования. Они показывают, что требования системы (собственность, прибыль, производственные отношения) резко, непримиримо расходятся с потребностями большинства людей внутри нее (в здоровье, безопасности, благополучии)»[22].

Ну и, наконец, обратим внимание на сентябрьскую позицию, изложенную в одной из старейших анархистских газет, Tierra y Libertad, органе Иберийской анархистской федерации. Так, в материале обращалось внимание на методы социального контроля: «Внедрение – уже происходящее в близких к нам местах – таких технологий, как сеть 5G, «умный город» и «интернет вещей», основано на размещении датчиков по всей территории. Эти объекты поддерживают коммуникацию между собой и с нами через устройства, от которых нам трудно скоро отказаться, – «умные телефоны» и прочие «умные» штучки. Таков скелет, опираясь на который каждое государство сможет обеспечить капиллярный контроль над территорией в том случае, если упомянутая нами выше перестройка создаст какие-нибудь проблемы для общественного порядка. Однако проводимые над нами сегодня эксперименты также дают нам представление об этом контроле: в том случае, если ежедневно применяемые инструменты окажутся недостаточными, государство должно иметь возможность прибегнуть к репрессиям и в более классической форме». То есть смысл простой: под предлогом борьбы с эпидемией власть усиливает средства полицейского контроля над населением, проявляя отчетливые тоталитарные тенденции, сочетающие в себя как последние достижения информационных технологий, так и вполне традиционные меры тоталитарного контроля и физических репрессий. При этом испанские либертарии призывают к использованию кризиса в том смысле, чтобы попытаться обрушить систему, так как не смотря на всю свою мощь система сама проходит испытание на прочность[23].

В ноябре, в свете приближения нового локдауна, британская ФАВ выступила со своим кратким обзором произошедшего с начала эпидемии, и снова напомнила о своей позиции. Материал был опубликован в журнале Organise! Так, британцы снова сетовали на неолиберальную логику, говорили о том, что действовавшее с самого начла с запозданием правительство поспешно сняло ограничения для «возвращения к работе», и теперь за кризис «расплачиваются преимущественно люди из рабочего класса». Далее они обратили внимание на то, что у части трудящихся за время кризиса, произошло снижение заработной платы, произошел рост безработицы. «Следующие несколько месяцев полны неопределенности, что неудивительно, поскольку вирус все больше выходит из-под контроля не только в Великобритании, но и во всем мире. В Европе и Средиземноморье ночной комендантский час, подобного которому не было со времен Второй мировой войны, был введен или продлен во Франции, Греции (включая острова и Крит), Италии, Сицилии, Кипре и совсем недавно в Испании», - пишут британские анархисты. Еще одним важным моментом, озвученном на примере антикарантинных протестов в Словении, стало то, что анархисты участвовать в них должны, в том числе с той целью, чтобы не дать их отдать правым «антимасочникам» и конспирологам[24].

Что касается охвативших мир протестов, то процитируем CrimethInc, пишущих о них с североамериканских позиций, где не было локдауна по европейскому образцу: «Критика действий Дональда Трампа в борьбе против пандемии COVID-19 объединила либеральную оппозицию: миллионы обвиняют его правительство в том, что оно сделало недостаточно для предотвращения распространения вируса. В это же время в Европе, хоть и было предпринято больше усилий в борьбе с пандемией, деятельность правительств также вызвала протесты у населения. Это связано с тем, что она была направлена скорее на расширение полномочий полиции, а не на помощь тем, кто находится в бедственном положении из-за вируса и экономического кризиса»[25].

Ну и, наконец, закончим наш беглый обзор ноябрьским высказыванием Мигеля Амороса, называющего происходящее «мягким переворотом». «Кошелек или жизнь! Либо хаос в экономике и здравоохранении, либо конец господства. Либо все более ограниченные обманчивые удобства смертоносной экономики, либо приключение суверенного существования - вот в чем вопрос», - считает испанский мыслитель[26].

В общем, как сказал когда-то Эррико Малатеста: «Мы за отмену полицейщины. Мы за свободу для всех и за свободное соглашение, которое будет возможным для всех тогда, когда ни у кого не будет средств для подавления других, и все будут вовлечены в нормальную работу общества. Мы за анархию»[27].

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Отмечу также, что сам я озвучил свою первоначальную позицию на основе имеющихся данных уже в апреле: Эпидемия, паника и тоталитаризм // https://aitrus.info/node/5429 ; Эпидемия, паника и тоталитаризм. Часть 2: Дополнения и размышления // https://aitrus.info/node/5432 ; Эпидемия, паника и тоталитаризм. Часть 3: «Дивный новый мир» // https://aitrus.info/node/5436

[2] Эта система делает нас больными // https://aitrus.info/node/5419

[3] Испания: Заявление CNT-AIT в связи с чрезвычайным положением // https://aitrus.info/node/5420

[4] Требования анархо-синдикалистов Индии в связи с эпидемией // https://aitrus.info/node/5423

[5] Заявление в связи с введением режима домашнего ареста в ряде регионов России // https://aitrus.info/node/5430

[6] Dans la santé comme partout : travaille et crève // https://www.facebook.com/chats.noirs.turbulents/posts/252995412826875

[7] Graeber D. To save the world, we’re going to have to stop working // https://theanarchistlibrary.org/library/david-graeber-to-save-the-world-...

[8] Survival is Resistance. An Interview with an Anarchist ER Nurse // https://theanarchistlibrary.org/library/crimethinc-survival-is-resistance

[9] "Не сдавайтесь!" Обращение анархо-синдикалистов Чили // https://aitrus.info/node/5426

[10] Франция: Возвращение "желтых жилетов" // https://aitrus.info/node/5475

[11] Мигель Аморос. Государство в маске и Новая анормальность // https://aitrus.info/node/5602

[12] Against the Coronavirus and the Opportunism of the State // https://ru.crimethinc.com/2020/03/12/against-the-coronavirus-and-the-opp...

[13] Surviving the Virus: An Anarchist Guide // https://ru.crimethinc.com/2020/03/18/surviving-the-virus-an-anarchist-gu...

[14] Coronavirus and emergency: we don’t forget which side of the barricade we are on – statement by FAI Italy // http://afed.org.uk/coronavirus-and-emergency-we-dont-forget-which-side-o...

[15] [Italy] Statement by USI-CIT health workers // https://www.icl-cit.org/italy-statement-by-usi-cit-health-workers/

[16] Создана частью бывших членов Федерации анархистов Великобритании.

[17] Coronavirus and the Ill Health of Capitalism // https://theanarchistlibrary.org/library/anarchist-communist-group-corona...

[18] Domestic abuse and coronavirus // https://theanarchistlibrary.org/library/anarchist-communist-group-domest...

[19] More of the State You’ve Got (While Mutual Aid Grows to Tackle Coronavirus) // http://afed.org.uk/more-of-the-state-youve-got/

[20] Government and Covid-19: an ideology of inequality // http://afed.org.uk/government-and-covid-19-an-ideology-of-inequality/; NHS England and the Covid-19 Pandemic // https://theanarchistlibrary.org/library/anarchist-communist-group-nhs-en...

[21] Anarchism in a pandemic and the struggle needed // https://theanarchistlibrary.org/library/melbourne-anarchist-communist-gr... The Plague // https://theanarchistlibrary.org/library/melbourne-anarchist-communist-gr...

[22] Shantz J. Intersecting Crises: Intersecting Resistance // https://theanarchistlibrary.org/library/jeff-shantz-intersecting-crises-... Idem. Mutual Aid and Solidarity against Crisis. Green Syndicalist Reflections on COVID-19 // https://theanarchistlibrary.org/library/jeff-shantz-mutual-aid-and-solid...

[23] Вирус и испытание техномира // https://aitrus.info/node/5589 [24] Another fine mess // http://afed.org.uk/another-fine-mess/

[25] Вторая волна: Новый локдаун и новые восстания // https://avtonom.org/news/vtoraya-volna-novyy-lokdaun-i-novye-vosstaniya?...

[26] Мигель Аморос. Государство в маске и Новая анормальность // https://aitrus.info/node/5602

[27]Малатеста Э. Избранные сочинения. Краткая система анархизма. М., 2011. С.169.