ПоискТэги
CNT-AIT (E)
ZSP
Бразилия
Британия
Германия
Греция
Здравоохранение
Испания
История
Италия
КРАС-МАТ
МАТ
Польша
Россия
Украина
Франция
анархизм
анархисты
анархо-синдикализм
антимилитаризм
всеобщая забастовка
дикая забастовка
забастовка
капитализм
международная солидарность
образование
протест
против фашизма
рабочее движение
репрессии
солидарность
социальные протесты
социальный протест
трудовой конфликт
трудовые конфликты
экология
|
Мигель Аморос. Государство в маске и Новая анормальностьПубликуем две статьи современного видного испанского анархо-ситуационистского и антииндустриалистского мыслителя и историка Мигеля Амороса, посвященные происходящей под прикрытием "борьбы с эпидемией" тоталитарной перестройке капитализма.
ГОСУДАРСТВО В МАСКЕ Нынешний кризис породил целый ряд поворотов в социальном контроле, осуществляемом государством. Основы в этой сфере были уже вполне заложены, поскольку этого требовали преобладающие сегодня социальные и экономические условия. Кризис только ускорил этот процесс. Мы добровольно или принудительно участвуем, как маневренная масса, в генеральной попытке защитить существующий порядок перед лицом глобальной угрозы. Коронавирус-19 послужил предлогом для перевооружения господства, но ядерная катастрофа, климатический тупик, неостановимый миграционный поток, непрерывное восстание или неподконтрольный финансовый пузырь могли бы вызвать то же самое. Но наиболее важной и вероятной причиной служит общемировая тенденция к концентрации капитала, которую лидеры без разбора именуют глобализацией или прогрессом. Эта тенденция коррелирует с процессом концентрации власти, усиливая тем самым государственные аппараты по поддержанию порядка, дезинформации и репрессии. Если капитал - это содержимое такого яйца, то государство - его скорлупа. Кризис, угрожающий глобализированной экономике, кризис системный, как мы сейчас говорим, вызывает почти автоматическую и реактивную защитную реакцию уже существующих дисциплинарных и карательных механизмов. Капитал отходит на второй план, и государство является во всей своей полноте. Вечные законы рынка могут уйти в отпуск, отнюдь не теряя своей действенности. Государство претендует на то, чтобы представить себя в роли спасательного троса, за который должно цепляться население, когда рынок засыпает в своем укрытии банка и биржи. Работая над возвращением к старому порядку, то есть, как говорят компьютерщики, пытаясь создать точку восстановления системы, государство играет роль героя-защитника, хотя на самом деле оно больше похоже на маскарадного шута. Несмотря на все и что бы там ни говорили, государство вмешивается не для защиты населения или даже политических институтов, а для защиты капиталистической экономики и, следовательно, для защиты зависимого труда и индуцированного потребления, которое характеризуют стиль жизни, определяемый этими последними. В некотором роде оно защищается от возможного социального кризиса, вызванного кризисом со здравоохранением, то есть защищает себя от населения. Безопасность, которая действительно имеет значение для государства, - это безопасность не отдельных лиц, а безопасность экономической системы, то, что обычно называют «национальной» безопасностью. Следовательно, возвращение к нормальной жизни будет не чем иным, как возвращением к капитализму: к убогому социальному жилью и роскошной недвижимости для отдыха, к транспортному шуму, к индустриально изготовленным продуктам питания, к частному транспорту, к массовому туризму, к хлебу и зрелищам. Экстремальные формы контроля, такие как ограничение свободы и дистанция между людьми, прекратятся, но контроль будет продолжаться. Нет ничего преходящего: государство не разоружается добровольно и не отказывается добровольно не отказывается от прерогатив, предоставленных ему кризисом. Оно будет довольствоваться тем, что «заморозит» наименее популярные меры, как всегда это делало. Учтем, что население было не мобилизовано, а иммобилизовано, поэтому логично думать, что государство капитала, которое больше воюет против населения, чем против коронавируса, попытается умыть руки с помощью навязывая ему все более неестественные условия выживания. Враг общества, названный системой, - это непослушный, недисциплинированный человек, который игнорирует идущие сверху односторонние приказы и карантин, отказывается оставаться в больницах и не сохраняет дистанцию. Тот, кто не согласен с официальной версией и не верит их цифрам. Очевидно, что никто не будет винить ни ответственных за то, что они оставили врачей и санитарный персонал без защитных средств, а больницы - с недостаточным количеством коек и отделений интенсивной терапии, ни важных персон - в том, что они несут ответственность за нехватку тестов для диагностики и респираторов, ни административных руководителей - за оставление без помощи пожилых людей из домов престарелых. Мы также не будем указывать пальцем на экспертов по дезинформации, бизнесменов, спекулирующих на закрытии предприятий, на фонды-стервятники, тех, кто нажились на разрушении системы здравоохранения, тех, кто торгует здоровьем, или на транснациональные фармацевтические корпорации... Внимание всегда будет отвлекаться, или лучше телекомандно переключаться на другие аспекты: оптимистическую интерпретацию статистики, сокрытие противоречий, патерналистские правительственные послания, улыбающееся подстрекательство к послушанию медийных личностей, юмористические комментарии банальностей, распространяющиеся в социальных сетях, туалетную бумагу и т. д. Цель состоит в том, чтобы кризис здравоохранения компенсировался более высокой степенью приручения. Пусть ни на йоту не ставится под сомнение работа руководителей. Терпите зло и игнорируйте роль тех, кто его развязал. В пандемии нет ничего естественного; это типичное явление нездорового образа жизни, навязанного турбокапитализмом. Оно не первое и не последнее. Жертвы в меньшей степени являются жертвами вируса, чем жертвами приватизации здравоохранения, дерегулирования труда, расхищения ресурсов, роста загрязнения, безудержной урбанизации, гипермобильности, концлагерной скученности в мегаполисах и индустриальных продуктов питания, особенно тех, которые выращиваются на макрофермах, в местах, которые являются наилучшими рассадниками вирусов. Все это - идеальные условия для пандемий. Жизнь, которая проистекает из модели индустриализации, где правят рынки, уже демонстрирует изоляцию: распыленная, ограниченная, техно-зависимая и подверженная неврозу, - столько качеств, которые способствуют смирению, подчинению и "ответственной" гражданственности. Нами правят бесполезные, некомпетентные и неспособные; однако деревья управляющей глупости не должно мешать нам видеть лес порабощения граждан, бессильную массу, желающую безоговорочно подчиниться и замкнуться в погоне за кажущейся безопасностью, обещанной государственной властью. Властью, которая обычно не вознаграждает за лояльность, но опасается неверных. И для нее потенциально все мы - неверные. В некотором смысле пандемия является следствием выхода китайского государственного капитализма на мировой рынок. Вклад Востока в политику - это в основном его способность укреплять государственную власть до невообразимых пределов посредством абсолютного контроля над людьми путем тотальной оцифровки. К такому виду компетенции бюрократического аппарата и полиции можно добавить умение китайской бюрократии поставить пандемию на службе экономики. Китайский режим является примером опекающего, авторитарного и "ультра-продуктивного" капитализма, порожденного милитаризацией общества. Именно в Китае для господства наступит будущий золотой век. Всегда найдутся малодушные отсталые люди, которые будут сетовать на «отступление демократии», вызванное китайской моделью, как если бы то, что они так называют, было чем-то иным, чем политическая форма устаревшего периода, та, которая соответствовала самодовольной партократии, в которой они сами с радостью участвовали до вчерашнего дня. Что ж, если парламентаризм начинает быть непопулярным и неприятным для большинства управляемых, и, следовательно, если он становится все менее и менее эффективным в качестве инструмента политического приручения, то это в значительной степени из-за преобладания полицейского контроля и цензуры, приобретенных в эти новые времена, над партийными махинациями. Правительства склонны использовать состояние готовности в качестве обычного инструмента управления, поскольку соответствующие меры - единственные, которые хорошо работают в критические моменты. Но они маскируют реальную хрупкость государства, жизнеспособность гражданского общества и тот факт, что не сила поддерживает систему, а атомизация ее недовольных субъектов. Мы находимся в политической фазе, когда страх, эмоциональный шантаж и банки данных необходимы для управления, а политические партии оказываются менее полезными, чем технические специалисты, коммуникаторы, судьи или полиция. Вот что должно нас больше всего беспокоить сейчас: пандемия - это не только кульминация определенных давних процессов, таких как стандартизованное промышленное производство продуктов питания, медикализация общества и авторитарное управление повседневной жизнью. Она также способствует значительному прогрессу в процессе оцифровки общества. Если как нездоровая пища является глобальным пищевым режимом, то широкое использование фармакологических средств и институциональное принуждение являются основными ингредиентами пирога постмодернистской повседневной жизни, а цифровое наблюдение (техническая координация видеокамер, распознавание лиц и отслеживание мобильных телефонов) - это вишенка на торте. Мы пожинаем то, что сеем. Когда кризис закончится, почти все будет по-прежнему, но ощущение хрупкости и беспокойства сохранится дольше, чем хотелось бы правящему классу. Эта болезнь сознания подорвет доверие к победе министров и официальных лиц; еще неизвестно, сможет ли это изгнать их из кресла, на котором они обосновались. Но если бы они сохранили свое место, будущее человечества осталось бы в руках самозванцев, поскольку общество, способное взять свою судьбу в свои руки, никогда не сможет сформироваться в рамках капитализма и в рамках государства. Люди не пойдут по пути справедливости, автономии и свободы, не порвав с товарным фетишизмом, не отступив от религии государственничества и не покинув супермаркеты и церкви. 7 апреля 2020 https://lesamisdebartleby.wordpress.com/2020/04/16/miguel-amoros-letat-masque/#more-1937
НОВАЯ АНОМАЛЬНОСТЬ. МЯГКИЙ ПЕРЕВОРОТ Управление с помощью страха в период кризиса Катастрофа - это не только обещание несчастья, принесенного индустриальной цивилизацией, это уже наше ближайшее настоящее. Это подтверждается паническими настроениями экспертов перед лицом громогласно возвещенной на всех углах возможности краха системы здравоохранения. Объявив об окончании предыдущего состояния тревоги, правители попытались избежать обострения экономического кризиса. Однако поспешное выведение экономики из-под замка привела к обратному: вспышки вируса не заставили себя долго ждать, по крайней мере, так гласит статистика заинтересованных научных исследований. Как видно из средств массовой дезинформации, эффективное управление пандемией не может быть более катастрофическим, потому что общество потребления не только неспособно выжить при полупарализованной экономике, оно также не может игнорировать потребителей. Степень их готовности к работе и расходам, то есть то, что обычно именуется здоровьем, должна быть удовлетворительной. Говоря яснее: не сделав скачка вперед в общественном контроле в достаточных масштабах, лидеры были вынуждены отступить, объявив новое состояние тревоги, чтобы воспользоваться предыдущими дисциплинарными положениями, подготовленными с бесполезными ограничениями во «второстепенных областях», комендантским часом и выборочным закрытием. Не факт, что мы столкнемся со «второй волной». Но правда в том, что мы столкнулись с настоящим государственным переворотом. Как бы в виде исключения, открывается вторая глава в осуществлении диктатуры здоровья, которой суждено продлиться долго. Птица экономического развития с помощью медиа-вируса высиживает яйцо тирании. По правде говоря, условия жизни в обществе бесконечного роста представляют серьезную угрозу для здоровья людей, но лидеры и их советники не предлагают технических решений, которые не соответствуют господствующим интересам. Проблема в том, что они противоречивы. Имеются конфликт сил и внутренний конфликт. Структуры власти перестраиваются в глобальном масштабе перед лицом надвигающихся кризисов, которые порождает столкновение интересов. Государства, капитализм и технонаука - мегамашина - переформулируются, с предсказуемыми плохими последствиями для населения, все большая часть которго становится уже бесполезной для системы. Речь идет о том, чтобы справиться с излишками, технически, посредством войн или инфекционных заболеваний. То, к чему стремятся - это безусловное повиновение; страх, а в серьезных случаях - террор становятся необходимым инструментом управления. В конкретном случае пандемии все будет заключаться в том, чтобы подогнать здоровье к экономике, превратив ее в возможность для модернизации и развития. Затратное здравоохранение должно быть оставлено как есть, то есть в полуразрушенном виде. Производство дорогих лекарств и чудодейственных вакцин станет первой целью самой коррумпированной фармацевтической промышленности и, конечно же, правительств. В сочетании с профилактическими мерами, такими как мытье рук, приветствие локтем, оплата картой, маска, расстояние, вентиляция, тишина и вскоре карта иммунитета, они откроют путь к всеобщему контролю. Но для того, чтобы население повиновалось советам фармакопеи спектакля, срочно необходимо рабское подчинение, и в этом заключается проблема: никто с радостью не меняет свои социальные привычки из-за бессмысленной изоляции, как бы ни приказывали власти. Предположительно тревожные ситуации требуют более высоких доз катастрофичности и большого развертывания полиции. Господство должно сначала прибегать к страху, а затем, если это не работает для всех, - к силе. С политической точки зрения, это означает подавление демократических проявлений парламентаризма в пользу авторитаризма, типичного для диктатур, эффективность которого теперь зависит от абсолютного цифрового контроля. По сути, подавление формальных свобод (передвижения, собраний, демонстраций, проживания, выполнения назначений врача и т. д.), гарантированных конституциями, "отслеживание", штрафы и поощрение доносительства имеют очень мало общего с правом на здоровье, зато очень много - с модернизацией власти, которая не может не замечать утраты доверия со стороны тех, кем управляют: ведь, столкнувшись с двуличностью, некомпетентностью и безответственностью управляющих, те с легкостью предаются непослушание. И поскольку так называемый народный суверенитет при царящей глобализации, на самом деле, заключен не в народе, который считается иррациональным существом, подлежащим нейтрализации, но в государстве, верном исполнителе замыслов высших финансов, деспотизм является естественной реакцией государства на утрату легитимности. Отделяя управление от закона посредством специальных указов сомнительной законности, государство возлагает на население ответственность за предполагаемый кризис, который, по собственному признанию, не знает, как предотвратить, но в котором оно обвиняет "нецивилизованное поведение" определенных слоев населения, в основном молодежи. Если бы не было сопротивления такому насилию, социальная жизнь в конечном итоге оказалась бы замкнутой в виртуальном пространстве, и единственное, что осталось бы от демократии, - это инфекция. Последняя книга Ванейгема начинается так: "Перед лицом темных дней, освещавших ночь времени, оставалось только умереть. Отныне речь идет о том, чтобы жить. Жить, в конечном счете, значит перестроить мир". В буквальном смысле слова, ситуация порождает коллективную реакцию против приватизации, искусственности и бюрократизации в защиту жизни, - реакцию, тесно связанную с защитой свободы. То, что убивает одно (государство, капитал), убивает и другое, поэтому такая защита начинается с гражданского неповиновения диктату их обоих. Настоящую опасность представляют они, а не вирус. Реакция неповиновения на всякое навязывание составляет на данный момент ось социальной борьбы, но неповиновения недостаточно: перед лицом неразберихи, порожденной властью, истина должна быть подтверждена. Важно любой ценой избежать дискредитации протеста галлюцинациями заговора и отрицалова. Этому могут способствовать трещины в научном консенсусе. Что касается пандемии, первое правило самозащиты рекомендует соблюдать гигиеническую дистанцию от государства и прибегать к самоуправлению здоровьем. Коронавирус - оружие государства - может быть использован против него самого. Нас интересует не государственное здравоохранение, потому что оно зависит от государства и его региональных филиалов, а система здравоохранения, находящаяся в руках коллективов, состоящих из медицинского персонала, пользователей и больных. Вопрос заключается не столько в создании альтернативных клиник в орбите социальной экономики - вариант, который также не исключен, - сколько в том, чтобы отобрать у государства управление медициной, которая должна иметь человеческий масштаб, то есть, быть децентрализованной и близкой. Ничего не будет возможным без продолжительных вспышек гнева, которые приводят в движение непокорные массы, уставшие терпеть неуклюжие манипуляции властей и их глупые ограничения. Лучше столкнуться с последствиями своего неподчинения, чем жить под властью невежественных руководителей и лживых технократов. В мире, который определяется мертвым трудом и поглощен психозом, вызванным СМИ, пусть здравомыслящие люди примут сторону природы, свободы, правды и жизни. Кошелек или жизнь! Либо хаос в экономике и здравоохранении, либо конец господства. Либо все более ограниченные обманчивые удобства смертоносной экономики, либо приключение суверенного существования - вот в чем вопрос. Сознательные протесты повседневной жизни должны иметь своим горизонтом антидесаррольистский (desarrollo - "развитие") мир, без патриархата, без загрязнения окружающей среды, без индустриально изготовленной пищи, без фабрики досуга, без мусора, мир деглобализированный и разгосударствленный. Если мы снова обратимся к здоровью, давайте вспомним, что для распространения вирусам требуется большая, плотная и постоянно перемещающаяся популяция. Напротив, небольшие и тихие кластеры не страдают эпидемическими заболеваниями. Перенаселенность и гиперактивность способствуют передаче инфекции - условия, которые лучше всего встречаются в мегаполисах, - а также массовому перемещению населения из-за голода, войн и туризма. Тем больше причин для того, чтобы мир перестроился в совокупность мирных самодостаточных коммун, в основном сельских, демоторизованных, деурбанизированных и демилитаризованных. 12 ноября 2020 г. https://www.federacionanarquista.net/miguel-amoros-la-nueva-anormalidad-un-suave-golpe-de-estado/
|
Популярные темыСейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователя и 54 гостя.
|