Польша: Социальный протест - альтернатива союзу клерикалов и профкомычей

29 сентября в Варшаве состоялась крупнейшая за последние годы демонстрация. Хотя она превратилась в нечто вроде общего "оппозиционного" протеста, ее организатором выступила католическая телестанция "Trwam" при поддержке профсоюза "Солидарность", который мобилизовал порядка 30 тысяч человек по всей Польше. Ниже мы (Союз синдикалистов Польши, ZSP - перевод.) даем краткий анализ протестов подобного рода в Польше и объясняем, почему считаем важным выходить на  улицы с другим обращением к людям.

В то время как экономический кризис тяжко бьет по трудящимся и крошечному среднему классу в Польше, правые, в том числе крайне правые, делают огромные успехи в обществе, вовлекая людей в реакционное движение. Вместо реального анализа экономических и политических сил, стоящих за нынешней ситуацией, вина за все возлагается на нынешних правителей, не затрагивая сами принципы капитализма. Огромное большинство общества находится в состоянии отчуждения, лишено всякой надежды и бездействует. Потом оно начинает выступать по таким темам как национальная гордость или религия. Однако в действительности разочарование вызывается в куда большей мере социальной изоляцией значительных слоев общества, особенно пожилых и малообеспеченных слоев рабочего класса.

Лидеры правых переводят социальное разочарование в это русло. Это еще и способ формирования правого электората, так как идея, которую они несут людям, очень проста: если бы у власти стояли они, такого бы не произошло.

В целом, на протяжении дня в демонстрациях приняли участие от 50 до 100 тысяч человек. Наиболее представительная группа была из профсоюза "Солидарность", который редко выводит столько людей по трудовым вопросам. Лидер "Солидарности", выступая перед прессой 29 сентября, назвал свой профсоюз "христианским", и важно отметить его прочные правые и консервативные основы. Однако, большая часть участников демонстрации восприняли ее просто как еще один протест "оппозиции".

Тенденция к формированию такой "оппозиционного" менталитета довольно опасна, так как она объединяет различные социальные силы, которые соединяются вместе "против" чего-то, но на самом деле выступают совсем за разные вещи. Это один из методов элит в привлечении людей на свою сторону. В данном случае, было ясно, что руководство "Солидарности", которое часто выступало в качестве политического вассала партии "Право и справедливость", использует своих членов и ресурсы, чтобы помочь этой партии в стремлении добиться большей власти.

ZSP обычно всегда избегает подобных "оппозиционных" мероприятий. Даже несколько лет назад, когда консервативные клерикальные правые имели больше власти, а некоторые фашисты даже занимали посты в правительстве, мы все равно избегали этого, так как "оппозиция" фактически была создана и манипулировалась либеральной элитой. Ныне в большинстве находятся неолибералы, которые лишь немногим менее клерикальны и более проевропейские, и "оппозиция" изменила свое облик. Но наша политика остается неизменной и не укладывается в рамки политического истеблишмента. Она направлена против любого, а не того или иного конкретного правительства того или иного политического направления. Она идет против любой власти и за самоуправление общества и отвергает идею ценности в смене режима.

Комитет защиты квартиросъемщиков предлагал провести в этот день провести шествие, еще до того, как было заявлено о большой манифестации. Потом был сделан призыв к манифестации, и вопрос о  демонстрации пришлось пересматривать. Одной из причин было то, что на улицах ожидалось большое число ультраправых, в том числе фашистских бандитов, которые угрожают нападениями на членов ZSP. Однако, именно члены ZSP настаивали, что шествие надо провести и не стоит пугаться, поскольку распространение наших идей на улице имеет большое значение.

Несмотря на некоторые усилия по привлечению на демонстрацию большего числа людей, квартиросъемщики и ZSP вышли одни. К ним присоединились всего несколько левых активистов. Вот так микроскопичесие польские левые стушевываются перед лицом подобных манифестаций.

В последние два дня до демонстрации телевидение сообщало, что неясно, удастся ли нам вообще провести шествие, учитывая тот факт, что организаторы клерикально-профсоюзная демонстрация заявили о намерении пойти по тому же маршруту, но с противоположного конца, и примерно в то же время. Как выяснилось, они могли классифицировать себя как "крестный ход", а такое мероприятие не требует никаких разрешений. В начале демонстрации, несмотря на то, что мы были в нескольких километрах, мы обнаружили, что католические медиа установили огромные экраны там, где мы собирались, и вели трансляцию. Поэтому фактически мы смогли говорить только уйдя с этого места.

По пути мы встретили множество групп людей: профсоюзников, которые собирались на другую демонстрацию, людей, которые вышли, чтобы поглазеть на происходящее, варшавян, просто занимавшихся своими повседневными делами, приехавших в столицу туристов... Несмотря на панику, которую пытались нагнетать СМИ, все пошло нормально; мы встречали и благожелательных людей, и случайных сволочных яппи или фашистов, которые всегда делают одни и те же идиотские замечания. И, как обычно, мы просто предлагали им отвалить и шли дальше.

Было несколько хороших выступлений, особенно квартиросъемщиков, с глубоким анализом ситуации. В отличие от лозунга большой демонстрации "Проснись, Польша", наши выступавшие действительно призывали проснуться, обличали действия банков, застройщиков и спекулянтов и их связи с политической элитой. Было много призывов к людям развивать классовое сознание, что относится даже к представителям "среднего класса", которые все еще имеют работу и обложены ипотекой и другими займами и чье будущее весьма шатко. На протяжении многих лет бедняки этих людей мало заботили. Они приняли неолиберальную идеологию, обвиняя бедных в своем собственном положении. Точно такая же идеология и у основных СМИ, поэтому она так широко распространена и так важно ей противостоять.

Многие останавливались послушать. Были розданы тысячи листовок. В листовке квартиросъемщиков также подвергалась критике идея, что людям достаточно просто выйти на несколько символических демонстраций, которые на самом деле не решают проблемы. Она призывала к самоорганизации и к участию в низовой работе, например, Комитета обороны квартиросъемщиков. Это решит одну из главных проблем, с которыми мы сталкиваемся, - проблему неспособности людей к мобилизации и самоорганизации, в результате чего такие демонстрации, как нынешняя клерикально-профсоюзная акция, выглядят в глазах людей как единственно возможное социальное движение.

Полиция, видя, что мы хотим идти до конца, как и планировали, заявила, что задержит большую манифестацию, пока мы не закончим нашу, который длилась 2,5 часа. В конце концов, мы дошли практически до исходной точки той демонстрации и остановились в сквере на перекрестке. Там мы заслушали еще несколько выступлений, их их останавливались послушать как люди из другой демонстрации, так и прохожие.

После того, как жильцы ушли, члены ZSP пытались поговорить с членами "Солидарности". В частности, есть один регион, где рабочие занимают другую позицию, нежели профсоюзная бюрократия, и предпринимают более активные действия. (В прошлом у нас были хорошие контакты с некоторыми из рядовых членов из этого региона). В последние несколько дней из этого региона даже раздавались призывы к всеобщей забастовке. Это сильно отличается от позиции профсоюзного руководства - хотя даже профбосс начал повторять эту угрозу, чтобы оказать политическое давление. Все те, кого мы встретили, полагали, что слово "забастовка" -
это просто политическая игра для профбосса. Тем не менее, это не игра для некоторых рядовых работников, которые поддерживают более решительные действия, чем те, что предпринимает их профсоюз.

Мы раздавали специальный выпуск "Прямого действия" со статьей, призывающей к забастовкам, и анализом, почему они подавляются. Как обычно, эти вещи вызвали интерес у многих работников, которые жаловались на бездействие профсоюзов.

Несмотря на довольно неблагоприятные атмосферу дня, мы вышли на демонстрацию, как и планировали - хотя, возможно, с меньшим количеством народа. Более того, мы отказываемся принимать пораженческую позицию тех, кто думают, что невозможно что-то высказывать на улице, когда там уже находятся правые. На улицах по-прежнему много народа, и там также много социально изолированных и разочарованных людей, которые просто ходят на демонстрации, подобно нынешней, потому что это крупные организованные мероприятия и, возможно, единственными, о которых они знают.

В такие времена, как сегодня, правые добиваются устойчивого прогресса, потому что левые отступают. Что еще хуже, они делают это провально, как в случае с "коалицией 11 ноября". Последние 2-3 года они входят в коалицию с презренным неолиберальным истеблишментом, чтобы "противостоять" правым. Когда-то, несколько лет назад, 11 ноября проводился антифашистский марш, организованный анархистами. Потом при поддержке немецких левых и польских либералов, взяли верх некоторые анархисты, и фашисты организовали ответ, собрав со своей стороны тысячи правых. Это были правые и националисты, но фашистам удалось заручиться значительной поддержкой, благодаря своей "оппозиционности". В настоящее время это контр-мероприятие 11 ноября против фашистов выглядит как акция либерального истеблишмента, проплаченная наличными евро. Трудно назвать большее фиаско европейского "антифашизма", чем это. То, что начиналось у фашистов как ежегодный марш, собиравший несколько десятков городских сумасшедших, в прошлом году собрало около 20 тысяч. Испытав столь  сокрушительное поражение, лево-либералы теперь понятия не имеют, что теперь можно сделать, и просто заперли двери или сидят в своих кафе, не имея своего ответа на происходящее. В то же время, организаторы нынешнего националистического марша 11 ноября принесли 130 тысяч листовок на демонстрацию 29 сентября и надеются в этом году мобилизовать еще больше народа.

Фиаско 11 ноября - это фиаско левых и части "анархического движения", которые появляются на публике рука об руку с представителями элиты и считают, что только в коалиции с такими людьми, они способны мобилизовать общественность. Именно такая позиция полностью отрезала их как от более радикальных антифашистов, так и от значительной части рабочего класса, которым им нечего сказать. И они все еще пытаются найти что-то подходящее, что они могли бы сказать. Сейчас работа этих "движений" сводится к кафе, университетам и интеллектуальным СМИ, она полностью изолирована от огромных слоев общества, которые страдают от этого кризиса и не знают, что делать.

Наша борьба, однако, на улицах, а не сидя по домам. Мы надеемся, что в течение этого дня нам встретились хотя бы несколько человек, мысли которых совпадают с тем, о чем говорили мы.

http://www.zsp.net.pl/social-protest-alternative-clerical-syndicalist-manifestation