Исламисты на Всемирном социальном форуме в Тунисе

Плакаты с Саддамом Хусейном и шариатские призывы – Встреча многообразия: Исламистские группы были в меньшинстве на Всемирном социальном форуме, но меньшинством очень громким.

Франсиску Уайтекер Феррейра, по прозвищу «Чико», стал сегодня небольшой "звездой". 13 лет назад этот дружелюбный пожилой человек из Бразилии стал "крестным отцом" Всемирного социального форума (ВСФ).

В пятницу он идет по переполненному людьми городку университета Эль-Манар в Тунисе; светит солнце, и ему никак не удается пройти вперед. Все его знают, хотят пожать ему руки, сфотографироваться с ним. "Это форум демократии, – говорит он. – Это свобода. Здесь нет никого, кто определяет, никакого руководства. Вход открыт для любого, кто соблюдает принципы".

Принципы ВСФ: никаких правительств, партий, партизанских движений. В том, что ряд исламистских групп выставил свои стенды, раздает листовки за введение шариата и проводит свои мероприятия, Уайтекер не видит никакой проблемы. И стенды, на которых висят фотографии Асада, Саддама Хусейна и лидеров Хизболлы или загаженные израильские флаги, ему не мешают. "Это же форум многообразия", – говорит он.

Жесткие фундаменталисты составляют меньшинство среди десятков тысяч критиков глобализации, но их присутствия не заметить трудно. Форум, созданный некогда, чтобы противопоставить глобализированному капитализму, собравшемуся на всемирный экономический форум в Давосе, проект выравнивания между Севером и Югом, оказался в Тунисе в центре конфликта между религиозными и светскими силами.

Форум накануне назывался "Исламистские правительства и права женщин". Сотни слушателей и слушательниц пришли во 2-й лекционный зал химфака, большинство из них – женщины в платках. Первой выступала профессор исламоведения Даленда Ларгеш, которая изложила свой взгляд на политику правящей в Тунисе исламистской партии Эн-Нахда. "Женщина определяется только по ее отношению к мужчине, – критиковала она. – У нее отнимают любую индивидуальность и гражданственность". Ее речь постоянно прерывалась гневными выкриками.

Совершенно иную реакцию вызвало выступление Махерзии Лаабиди. Ее голова покрыта платком; после революции (это слово, разумеется, следует взять в кавычки, – перевод.) Эн-Нахда направила ее в Учредительное собрание. "Мы – сыновья и дочери этой страны", – заявила она. Это означает, что ислам не есть нечто чуждое, чего люди должны бояться. Она понимает, что страхи есть, но "я прошу вас: рационализируйте эти страхи".

Ислам, утверждала она, – не враг революции. "Демократия участия и свобода" – все это части тунисского исламского проекта. И женщине отнюдь не будет отведено второстепенное место в обществе: "У исламских женщин есть надежды и личность. Мы – интеллектуалки, мы – работницы и крестьянки". Она отваживается даже произнести слово "постфеминистский". Женщины в исламе не менее цены, чем мужчины, они просто "дополняют" друг друга. Люди в аудитории встают и аплодируют.

Иначе смотрит на это Молка Суси. Молодая студентка, изучающая французский язык, выступает от левого союза студентов ВССТ. Во время ВСФ он разбил на лугу свои палатки. Присутствие религиозников на ВСФ неминуемо, говорит она, но они попытаются обмануть общественность. "Исламисты – манипуляторы, они дают искаженную картину", – говорит она. Только недавно салафитские студенты на ее факультете устроили побоище: "В него было вовлечено множество людей, имелись раненые. Это было ужасно". В университете исламисты пока что в меньшинстве, "но их влияние по всей стране растет устрашающе быстро, прежде всего, среди молодежи". Она опасается исламистского курса в Тунисе. "Вся культура изменится. Я надеюсь, что мне не придется этого пережить".

Кристиан Якоб, “taz”

Интервью с активисткой о ВСФ: «Я боюсь»

Молка Суси, представитель Всеобщего союза студентов Туниса о влиянии религиозников в Тунисе и на Всемирном социальном форуме

В городке университета Эль-Манар в Тунисе до субботы заседает Всемирный социальный форум. На встречу в этом году наложило отпечаток присутствие религиозных и исламистских групп, которые частью принимают участие в форуме, а частью просто представлены в университете. В городке в эти дни идут жаркие дискуссии между религиозными и светскими учащимися.

Вопрос (taz): Насколько сильны в университете студенты-исламисты?

Ответ (Молка Суси): На выборах в общенациональное представительство студентов 23 марта исламисты не получили большинства. Тем не менее, их присутствие в городке ощущается очень сильно.

Вопрос: Вы резко отвергаете программу религиозников. Почему?

Ответ: Мы ничего не имеем против религии или ислама как таковых, но исламистский союз студентов выступает за исламистские идеи, которые ни в малейшей степени не имеют ничего общего с демократией и прогрессом – ни политически, ни в социальном или каком-либо ином отношении. Они добиваются, в частности, обязательного ношения паранджи и сепарации: раздельных учебных помещений для мужчин и женщин.

Вопрос: Как можно объяснить то, что люди с подобными ценностями пытаются использовать для саморекламы скорее левый ВСФ, и это считается само собой разумеющимся?

Ответ: Мы же в Тунисе; эта страна управляется исламистами. Так что это нормально, что они здесь.

Вопрос: Не способствовала ли их массовому появлению здесь определенная политическая всеядность форума?
Ответ: Девиз форума – достоинство; все за достоинство и справедливость. Разумеется, исламисты заявляют, что они тоже за это. Но это неправда.

Вопрос: Почему?

Ответ: Перед выборами 23 октября исламисты много говорили о мире и демократии. Теперь они выбраны и делают прямо противоположное. Все их выступление здесь точно также лживо: они – манипуляторы, они дают здесь искаженную картину. Когда они правят – есть раненые и насилие; это было видно на примере убийства Шокри Белаида.

Вопрос: В университете тоже происходят столкновения?

Ответ: Да. На моем факультете последнее произошло 4 марта. Они хотели распространять свою пропаганду в здании. Вспыхнуло большое побоище, с ранеными. Это было ужасно.

Вопрос: Как себя ведут преподаватели?

Ответ: Они поддерживают нас, они большей частью светски настроены.

Вопрос: Многие утверждают, что Эн-Нахда – это меньшее зло; она не дает придти к власти настоящим жестким исламистам.

Ответ: В Эн-Нахде тоже есть настоящие жесткие исламисты. Она исламистская по сути своей.

Вопрос: Растет ли влияние исламистов в стране?

Ответ: Да, оно растет устрашающе быстро, прежде всего, среди молодежи.

Вопрос: Но университеты исключение. Почему?

Ответ: Это связано с уровнем образования. Имея более высокую образованность, легче расшифровывать их политические речи.

Вопрос: В эти дни здесь, в Тунисе собрались десятки тысяч людей и празднуют вторую годовщину революции. Каким вы видите Тунис еще через 2 года?

Ответ: Я боюсь того, что может произойти, я опасаюсь худшего. Мы пытаемся помочь людям понять действительную концепцию Эн-Нахды. Они не должны ей верить. Но на последних выборах нам это не удалось.

Вопрос: Если все так и останется – какой может быть жизнь здесь через 2 года?

Ответ: Вся культура изменится. Я надеюсь, что мне не придется этого пережить.

http://uprising.blogsport.de/2013/03/30/islamisten-auf-dem-wsf-in-tunis/