Гнев Нептуна и щепки вдогонку

: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.

Стихия - в античной и средневековой натурфилософии -  одна из четырех "первооснов мира:  земли, воды, воздуха и огня. Учение о четырех элементах составляло теоретическую основу  алхимии". По сообщениям СМИ, водная стихия разбушевалась на Дальнем Востоке, где  вследствие "самого масштабного за последние 120 лет наводнения  подтопленными или полностью  затопленными оказались более 100 населенных пунктов.

Уровень воды в Амуре и Зее превышает критическую отметку уже в полтора раза, ущерб, нанесенный региону,  больше   4 миллиардов рублей, эвакуировано более 17 тысяч человек".

На фоне буйства водного первоэлемента, отметился позитивной констатацией один из представителей алхимического цеха: "После освящения Воскресенского храма на Соловецком острове Патриарх Кирилл заявил, что на Дальнем Востоке, серьезно пострадавшем от сильных наводнений, стало значительно больше людей, официально обращающихся в христианскую веру" и подвел под свое высказывание   богословскую теоретическую базу: "Посреди той водной стихии, которая все разрушает, есть водная стихия, которая благодатью Божьей созидает, и, приобщаясь к этой водной стихии, люди наши в самое тяжелое время обретают надежду на спасение".

Насколько увеличился приток новых прихожан  вследствие "массовых крещений", глава РПЦ благоразумно не уточнил, что есть исторически правильно. Точные цифры никогда не являлись сильной стороной алхимиков, герметиков и прочих рыцарей  мистических лженаук.

Итак, процесс христианизации Руси, начатый  князем Владимиром,  успешно  продолжается, причем, несмотря на прошедшее тысячелетие, почти теми же  методами.

Летописи рассказывавют о крещении Руси: накануне в реку был сброшен Перун и "плакухася ему невернии люди". Показательно обращение князя Владимира к тем киевлянам, которые не пожелают креститься: "противник мне будет" (Радзивилловская летопись) или даже: "Не будет пощажен" (Никоновская летопись). Митрополит Илларион в "Слове о Законе и Благодати" откровенно писал: "И не было ни одного противящегося благочестивому его [Владимира] повелению, а если кто и не с любовью, но со страхом принужден креститься, потому что благоверие его [Владимира] с властью сопряжено".

Хорошо известен рассказ Иоакимовской летописи о крещении Новгорода при помощи киевского воеводы  Добрыни (брата матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты. "И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. <...> И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечом, а Добрыня огнем".

На насильственность приобщения к новой вере указывали в своих трудах многие историки церкви. Так, архиепископ Макарий (Булгаков) писал: "Не все, принявшие тогда у нас святую веру, приняли ее по любви, некоторые — только по страху к повелевшему; не все крестились охотно, некоторые — неохотно" (т. I, с. 27).

Тем не менее, как любил выражаться знатный прораб перестройки Горбачев: "Процесс пошел". Несмотря на активное присутствие в нем стихий в виде воды и огня, а также не предусмотренного теорией, но очень действенного меча, особой скоростью он не отличался: Например, духовный собор 1667 года осуждал новгородский обычай венчаться с волхвом вокруг ракитового куста -- да еще в присутствии священника.  Семнадцатый век, между прочим. А язычество - вот оно, цветет и пахнет. До XVIII века в церковных требниках стояли вопросы к исповедующимся - не ходил ли к волхвам, не исполнял ли их указаний.  Но христианство планомерно насаждалось многие века силами государства и большого чуда в его итоговой победе нет. Язычество не было побеждено -- и уж тем более побеждено быстро. Его планомерно и постепенно, даже нудно, выдавили из умов населения.  Хотя  у мордвы священные деревья до сих пор стоят. Даже коммунистов -- и тех пережили со всем благополучием.

В связи с преследованием язычников возникло известное крестьянское суеверие: если встретил священика -- к несчастью. Этнограф С. Максимов писал по этому поводу: "Суеверный народный обычай при встрече со священниками, почитаемой дурным знаком, указывающий на некоторые предосторожности, вроде бросания щепок на след и другие приемы, народился во времена глубокой древности... Но власть "отдаст за приставы" и пособит духовному клиру приобщить к стаду верных новую овцу более надежными и внушительными средствами, чем устная убеждающая проповедь (Крылатыя слова по толкованию С. Максимова. - С-Пб., 1899)"

Патриарх Кирилл, благостно рассказывающий  о "водной  стихии, которая благодатью Божьей созидает", имеет явно ограниченный опыт проживания в районах наводнения и общения с пострадавшим населением. Краткий визит священноначальника под охраной ФСО в Крымск и прочие факты биографии Святейшего свидетельствуют лишь о том, как мало он знает жизнь своей паствы, а его бодрые заявления о том, что "Крымск стал еще красивее", способны вызвать лишь еще более здоровый смех.

Пока РПЦшные верхи величаво пустословят по поводу стихии, низы осваивают навыки "по тюремному служению". Hа сайте ФСИН  размещена заметка  с курсов повышения квалификации священников в Ростове:

  • «Начальник ИК-2 майор внутренней службы Иван Чернобай рассказал о применении дисциплинарных взысканий, условиях содержания осужденных в строгих условиях и штрафных изоляторах, возможности пастырского окормления лиц, имеющих отрицательную характеристику. ....
  • Обсуждались вопросы дальнейшего сотрудничества ФСИН России и РПЦ. Рассматривался вопрос создания в учреждениях отдельных отрядов, где содержались бы верующие осужденные...
  • Заместитель начальника ГУФСИН полковник В. Ходзинский ...от имени руководства ростовского ГУФСИН поздравил участников с окончанием семинара и вручил свидетельства о пройденном курсе повышения квалификации».

Под газетной заметкой об очередном откровении от Кирилла  коротко отметился один из блогеров (явный недобитый язычник): "Не надо было Нептуна гневать". Верховный православный клирик гневит не только его, но и своего непосредственного небесного начальника.

Тут  уж недалеко до возрождения крестьянских суеверий, описанных этнографом Максимовым. И хорошо, если паства ограничится только бросанием щепок вдогонку...

Юрий Штамов

http://www.echo.msk.ru/blog/stamov/1138868-echo/