Интервью с "Либертарной молодежью" Мадрида

Вопрос: Прежде всего, несколько вопросов о вашей собственной организации. Для начала, что такое Либертарная Молодежь, как вы организованы и как вы действуете в Мадриде.

Ответ: Либертарная молодежь (JJ.LL.) – это специфическая анархистская организация, т.е. организация с анархистскими принципами, тактикой и целями и, более того, состоящая из анархистов. Наше главное отличие от других специфических анархистских организаций, как, например, Иберийской анархистской федерации FAI, – молодежный характер организации, поскольку мы понимаем, что существует ряд проблем, которые затрагивают в особенности молодежь. Мы имеем в виду то, как авторитаризм атакует ее в особенности в семье или в школе, например, или как капитал навязывает ей заведомо худшие условия труда: большую безработицу и эксплуатацию труда. Кроме того, мы считаем этот период жизни, молодость, этапом главного обучения людей. Поэтому, хотя мы сознаем, что наше самообучение, как анархистов, будет идти на протяжении нашей жизни постоянно (как в жизни каждого анархиста), мы считаем, что сейчас особый момент для того, чтобы заложить основы нашего либертарного мышления.

Аналогичным образом, мы считаем интересным и необходимым делом дать анархизму организацию, которая может стать точкой притяжения для молодежи, начинающей испытывать социальные проблемы и могущей обнаружить в FIJL и анархизме инструментом организации и борьбы.

Эти идеи, эта форма организации появились в 30-х годах в результате роста молодежных объединений в Испанском государстве и обрели конкретную форму в Пиренейской федерации либертарной молодежи (FIJL), которая существует до сих пор в различных частях полуострова . FIJL как таковая – это федерация анархистских аффинити-групп (групп по интересам), которые координируют свою деятельность с тем, чтобы вести совместную работу по всему полуострову, наряду с собственной деятельностью на месте.

В Мадриде FIJL (тогда она называлась Федерацией анархистской молодежи FIJA) появилась осенью 2009 года, с возникновением групп «Стар», «Ла Меча» и «Бандера негра». Со временем мы обнаружили, что проект привлекает не столько группы, сколько молодых людей в индивидуальном порядке. Это привело к возникновением нынешней структуры, где сосуществуют члены групп FIJL (в настоящее время, это «Бандера негра», «Корвус» и «Немесис») и молодежь, проявляющая интерес к проекту и начинающая создавать группы с тем, чтобы соединиться в федерацию (как группа «Территория либре»). Такая форма организации позволила нам вырасти не только количественно, но и качественно, и в итоге наши пропаганда и, в целом, наши действия распространяются по всему городу. Говоря конкретно, мы работаем ассамблеарно; каждый человек может вносить предложения и участвовать в принятии решений, по которым проводятся периодические собрания, как в любой анархистской организации. Таким образом в этой сфере принимаются решения о проведении кампаний, об очагах дискуссии и работе в целом.

Вопрос: В последнее время мы видим, что вы, в Либертарной молодежи Мадрида, ведете устойчивую и разнообразную деятельность. Расскажите немного, каковы были ваши последние инициативы или кампании и какие проекты вы планируете на предстоящий год.

Ответ: В прошлом году, помимо работы групп Федерации, как таковой, мы вели и собственную работу, которой весьма довольны. Сюда относится и кампания «Закон есть преступление», направленная против буржуазного правосудия, в связи с реформой Уголовного кодекса. Помимо пропаганды, были организованы уличные дни действий и подготовлена монография с нашими собственными основополагающими текстами. Мы занимаемся также разоблачением присутствия в мадридских университетах таких знаковых фигур, как Эсперанса Агирре и Томас Гомес, участвуя в соответствующих акциях, как например, в Автономном университете Мадрида в начале академического курса, или в более мелких, как в Комплутенском университете, несмотря на попытки соцпартии превратить эту акцию во внутреннее мероприятие «Социалистической молодежи». Кроме того, мы принимали участие в расширении демонстраций 14 ноября, организованных местной федерацией CNT-AIT Мадрида в Вальекасе, где мы сделали собственный блок, или демонстраций 20 ноября в университетском городке.

Что касается распространения наших текстов, то мы организовали собственный столик в университетском городке Кантобланко в ходе 10-й «Встречи анархистской книги» Мадрида и часто выставляем столик по воскресеньям на Тирсо-де-Молина. В рамках кампании в защиту анархизма FIJL (плакаты и наклейки с надписью «Ложь»), мы разработали и опубликовали текст «Ложные мифы об анархизме: прямое действие и самоуправление», распространяя основы либертарных идей по этому вопросу. Мы организовали открытые дискуссионные конференции: одна была посвящена концепции «коммунизма», различиям между марксистским и либертарным коммунизмом, а другая – «буржуазным влияниям в анархизме». Такие мероприятия всегда служат для того, чтобы встретить людей, не состоящих в организации, познакомится и подискутировать с ними, с тем чтобы окрепнуть идейно и поучиться, что может повлечь за собой взаимный рост.

В конце февраля мы организовали дни, посвященные «либертарной эстетике», размышляя об искусстве, с анархистской точки зрения, потому что считаем, что социальная революция предполагает логичным образом культурную трансформацию, и это то, над чем мы должны начинать работать уже теперь. С другой стороны, по случаю годовщины провозглашения Второй Республики и 80-летия событий в Касас-Вьехас, мы провели «Дни против любой власти», сделав особый упор на критику того, чем была Вторая республика и какие уроки мы можем извлечь из этого периода. Мы стремились показать, что это политическая модель, в которой меняется только руководство государства и его полномочия, а наше положение остается все тем же.

Сейчас мы ведем кампанию против государства, официальных профсоюзов (ориентированных на выборы) и политических партий, готовя монографию по проблемам государства и того, кто им управляет, а также организуя ряд других мероприятий в рамках этой кампании, таких как как лекции в разных районах столицы, начав с июня на площади Опорто в Карабанчеле.

Кроме того, мы работаем по трем направлениям, которые мы считаем фундаментальными в том, что касается отчуждении молодежи: семьи, образования и досуга. Надеемся, что это выльется позднее в интересную творческую работу.

Вопрос: Мы живем в трудные времена, вызванные диким и смертоносным капитализмом. Как вы смотрите в этой связи на молодежь Мадрида? Какова здесь панорама в учебе, работе, досуге? Какова, по вашему мнению, должна быть роль молодежи в современном обществе?

Ответ: В целом, ответ, который мы наблюдаем, жалок. Конечно, нельзя отрицать, что уровень выступлений и агитации сейчас намного выше, чем несколько лет назад, но сегодня, как нам кажется, люди ведутся на песни сирен реформизма социал-демократии, которая снова затягивает нас в пасть системы. Мы видим, в целом, что критика в адрес системы направляется больше на ее наиболее яркие проявления (правительство и его политику урезаний), что ведет к критике системы изнутри, поверхностной, и это неизбежно приводит к ее укреплению, в надежде смягчить ее эксцессы, игнорируя существенные вопросы.

Примером этого является студенческое движение, которое защищает государственное образование, со всем, что предполагает передачу ценностей системы, и это при том, что в период борьбы с «Болонским планом» в Мадриде разговоры о народном образовании были запретной темой, потому что многие не хотели государственного образования. Конечно, очень важен более глубокий анализ системы образования, и мы хотим этого в будущем, но в этой области мы видим снижение влияния либертарных идей и рост влияния идей реформистских. Тем не менее, мы могли видеть, как различные либертарные организации смогли продемонстрировать и распространить анархистские принципы и позиции в отношении борьбы в сфере образования. Пример этого мы видели в ходе минувшего учебного года, с образованием крупных блоков анархистов на демонстрациях по вопросам образования, как университетского, так и неуниверситетского, и это нашло свое продолжение 14 марта.

Что касается сферы труда, то основную проблему мы видим в недостаточной сознательности и организации трудящегося класса. К трудовым реформам сменявших друг друга правительств, ужесточению напора со стороны хозяев и ухудшению условий труда следует прибавить многолетнюю резервную армию безработных, то есть тех людей, готовых на любую работу, даже находящуюся ниже их ожиданий, с учетом нынешней экономической ситуации. Это заставляет многих соглашаться на ухудшение условий, лишь бы сохранить работу. Все это способствовало успешному внедрению тойотизма, внедрению в сознание работников ощущения, что они являются частью компаний, а не классом для себя, и что трудовые конфликты, нанося ущерб компании, идут вразрез с нашими собственными интересами. Так образуется некий причудливый союз между трудом и капиталом. И последнее по очереди, но не по значению: модель профсоюзов, основанная на представительстве интересов, на обслуживании, что делает ненужной организацию работников на предприятии, поскольку есть комитет предприятия, который за нас все решает. И мы наблюдаем, как система общих собраний изгоняется с рабочих мест вместе с прямым действием против хозяев.

Конкретная роль молодежи в этом отношении является довольно печальной. Часть ее пережила годы бума, особенно в секторах, которые сейчас практически парализованы, и ее надежды на будущее рухнули. То же самое происходит с другой большой частью молодежи, которая выбрала учебу, в значительной мере, в надежде потом легче найти работу и даже получить лучшие условия труда, но в итоге оказывается в той же ситуации безработицы и неустойчивости, что и остальные. К этому следует прибавить тех, кто решил эмигрировать в поисках работы в такие страны, как Германия и Великобритания, с учетом трудностей с языком и классической трудовой дискриминации со стороны предпринимателей. Кроме того, рост капиталистической экспансии, уже без помех в виде наличия советского блока (и моральное поражение, которым стал предвиденный крах марксизма в рабочем движении), облегчил внедрение в умы разглагольствований о смерти социальных классов. Если прибавить сюда модель представительства интересов, о которой мы уже говорили, то все это затрудняет организацию молодежи на рабочих местах, за немногими исключениями.

С другой стороны, мы видим одну из самых больших проблем молодежи в буржуазном менталитете, в котором нас воспитывали, особенно на этой последней фазе общества потребления, когда капитализм подпитывался деньгами трудящегося класса, что позволило расширить т.н. «средние классы» (когда всегда есть кто-то, кто выше тебя, потому что ты не буржуа, и есть тот, кто ниже тебя, потому что ты не часть пролетариата). Как мы уже говорили, этот бурный рост «средних классов» сделал людей более восприимчивыми к буржуазному менталитету, и сегодня мы встречаем этот менталитет, что ему можно все и прямо сейчас, буржуазный менталитет, который отчуждает человека от анархизма и его культуры усилий (прямого действия), от остального угнетенного класса.

Тем не менее, мы считаем, что это в наших руках, в руках молодежи – переломить ситуацию и начать осознавать, в какой ситуации мы находимся, увидеть, откуда мы пришли, что нам предшествовало, нашу историю – не только как анархисты, но и как угнетенный класс. Видеть, например, какие были изначальные условия пролетариата, посмотреть, как далеко он продвинулся и почему, какие ошибки были им совершены, какие успехи достигнуты, как он может вернуться на путь, с которого нас увели песнопения политического реформизма, будь то социал-демократия, еврокоммунизм или «гражданское движение».

Мы верим в необходимость самоорганизации в кварталах, институтах, школах и, конечно же, на рабочем месте. Распространение форм прямого действия и солидарности между равными должно стать приоритетной задачей для нас, анархистов, и мы должны быть очень ясно сознавать, что структуры представительства, заданные системой (как бы они себя ни называли – комитет предприятия или совет факультета) – наши враги, так же как и те люди, которые стремятся войти в них и передать им право представлять и вести нашу борьбу.

Вопрос: В более общем виде, мы хотели бы сосредоточиться на вашем видении анархизма. Как вы понимаете анархизма? Почему, по вашему мнению, он может рассматриваться как реальная альтернатива?

Ответ: В самом широком смысле, в рамках анархизма, мы считаем себя сторонниками либертарного коммунизма, который мы считаем наиболее последовательной и эгалитарной формой ассоциации людей. В организационном отношении, как мы уже сказали, мы являемся сторонниками федерализма, который можно назвать классическим. То есть, организации, основанной на минимальном соглашении, которое знают и принимают все стороны и которое, конечно же, может быть изменено в любое время по всеобщему согласию. Кроме того, мы считаем, что анархистские организации должны бороться в целом против всех форм власти, иногда занимаясь и более конкретными проблемами анализа, но всегда рассматривая их в глобальной перспективе антиавторитаризма, давая инструменты анализа во всех возможных сферах.

Что касается реальной альтернативы, сегодня мы видим много критики политической и экономической системы, правда, критики лишь поверхностной – двухпартийной системы, коррупции и т.д. Как анархисты, мы понимаем, что на самом деле фундаментальной проблемой является сама система. Что, получив «больше демократии», то есть с реформой избирательного законодательства (пропорциональном голосовании, открытыми списками, увеличением числа референдумов и т.д.), мы, рано или поздно, снова столкнемся с теми же проблемами, раз правители умудрятся остаться у власти и продолжать извлекать прибыль за наш счет и, что еще хуже, делать с нашими жизнями или разрушать их, как им заблагорассудится.

Аналогичным образом и в том же духе, мы видим, что мощное движение ассамблей, появившееся пару лет назад, не способно думать о себе как об альтернативе о себе как об альтернативе политической системе, по крайней мере, в целом. Чуть больше года назад, перед всеобщими выборами, в Мадриде велась кампания, организованная этим самым движением под лозунгом: «Если у нас есть ассамблеи – на что нам правительство?». И мы видим большую проблему в том, что в нем наблюдается разрыв между целями и средствами, по крайней мере, на уровне организации. Иными словами, они используют горизонтальную организацию, без лидеров, для достижения вертикальных целей, так как их основная цель сегодня, как мы уже говорили выше, – это увековечение так называемого государства всеобщего благосостояния, улучшение системы, укрепление ее в противовес атакам, которые, как анархизм, могут положить конец столетиям подчинения одного человека другому.

Короче говоря, логическим выводом из критики, которая выдвигается сегодня в адрес самой системы, мы считаем либертарную альтернативу, хотя и не упускаем из виду, что людям не достает знания анархистских ценностей и особенно взаимопомощи и прямого действия.

Выстраивая в один ряд все, о чем мы говорили, мы полагаем, как подытоживал Бакунин, что «Свобода без социализма привилегия и несправедливость, социализм без свободы есть рабство и скотство». Иными словами, поскольку выявилось, что капиталистическая система полностью непригодна для жизни, а марксизм в целом, как альтернатива, провалился, то анархизм, как выражение социализма в условиях свободы, самый чистый социализм (утверждающий в качестве одной из своих самых прочных основ соответствие целей и средств) является и наиболее логичной альтернативой по отношению к обеим политико-экономическим системам. Поэтому мы стремимся к последовательному и честному анархистскому действию. Мы твердые сторонники соответствия между целями и средствами, считая, что они взаимосвязаны и совпадают на практике. В противном случае, за что бы мы ни боролись, было бы пустой болтовней, если бы мы не могли уже сегодня работать в соответствии с нашими идеями горизонтальности и антиавторитаризма, которые, как мы надеемся, станут в будущем становым хребтом всех социальных отношений. Здесь и сейчас мы стремимся работать так, как при том завтрашнем дне анархии, к которому стремимся.

Вопрос: В заключение, нам бы хотелось, чтобы вы что-нибудь сказали для всех молодых людей, которые будут читать это и не знают, как организоваться, чтобы вести борьбу, и не знают о существовании Либертарной молодежи.

Ответ: Одной из нашей целей всегда была самоорганизация молодежи и общества в целом. Мы имеем в виду, что считаем очень важной самоорганизацию людей, которые сами решают, как организоваться, без того, чтобы ими руководили. Конкретно это может означать соединиться с другими людьми в уже существующих организациях или создать новые организации. Многие из групп, которые состоят или состояли прежде в Иберийской федерации, начинали как совершенно автономные группы и только позднее решили соединиться в федерацию на уровне полуострова. Конечно, те, кто входят в FIJL, получают лучшую теоретическую и практическую подготовку, благодаря взаимообогащению, которое дается контактами с людьми из других населенных пунктов, их опытом и т.д.

С другой стороны, мы также знаем, что нередко формирование групп – дело трудное, особенно когда мы уже начинаем соприкасаться с либертарными идеями, но не знаем никого, кто объяснил бы нам их в принципе, как это часто бывает со многими молодыми людьми. В Мадриде, как мы уже говорили, мы выбрали форму «Либертарной молодежи» Мадрида как организацию более открытую, чем аффинити-группы FIJL. Мы организуемся в ассамблею, на которой все члены имеют полное право принимать решения, вносить предложения и отвергать их, организовывать работу на местах, короче говоря, независимо от того, входим мы в федерацию, или нет. И именно там мы познакомились с членами таких групп как «Корвус» и «Немесис», группами, которые, благодаря личному знакомству, имеют большие возможности для более глубоко анализа, более быстрого и эффективное общения и могут работать более динамично.

Вопрос: На этом закончим; большое спасибо еще раз за потраченное время. Можете что-нибудь добавить, если хотите.

Ответ: Хотим воспользоваться этой возможностью для того, чтобы передать наши горячие приветствия и солидарность всем товарищам-анархистам, которые находятся в заключении или под следствием во всех уголках мира. Особо упомянем «сабадельскую пятерку» – людей, похищенных властью и брошенных в грязные застенки в очередной попытке разгромить среду каталонского анархизма, и товарища Костаса Саккаса, который жестоко сражается на смерть за свою свободу.

Наконец, спасибо этому порталу за возможность рассказать, что такое «Либертарная молодежь» Мадрида. Мы хотим посоветовать продолжить такие проекты, как ваш, и пожелать вам успеха в вашей задаче. Прощаемся со всеми, крепко обнимая, по-анархистски, потому как иначе быть не может…

Салют и анархия!

http://www.portaloaca.com/opinion/7705-el-portal-entrevista-a-las-juvent...