ПоискТэги
CNT-AIT (E)
ZSP
Бразилия
Британия
Германия
Греция
Здравоохранение
Испания
История
Италия
КРАС-МАТ
МАТ
Польша
Россия
Украина
Франция
анархизм
анархисты
анархо-синдикализм
антимилитаризм
всеобщая забастовка
дикая забастовка
забастовка
капитализм
международная солидарность
образование
протест
против фашизма
рабочее движение
репрессии
солидарность
социальные протесты
социальный протест
трудовой конфликт
трудовые конфликты
экология
|
Стояние на ТорфянкеКонфликт в парке Торфянка в Москве начался далеко не вчера, ему уже около двух лет. Тем не менее, до недавних пор все было относительно спокойно, до 30 апреля, когда мэр Москвы подписал соответствующее постановление о строительстве храмового комплекса в данном парке. 18 июня начались подготовительные строительные работы, и конфликт тут же начал обостряться. 25-26 июня дошло до стычек с ОМОНом в ходе массовых сходов жителей.
Как говорят местные жители, в четверг, 25 числа, в парке собралось до тысячи противников строительства. На следующий день протестующих было меньше, но тоже не мало – несколько сотен человек. Затем конфликт немного стих, однако его тление продолжается. За эти дни со стороны протестующих было минимум трое пострадавших: на двоих напали, и одной женщине 2-го числа стало плохо. При этом, когда спрашиваешь на месте собравшихся "храмофобов" (как называют нас защитники рейдерского захвата территории парка) о том, не улегся ли, по их мнению, конфликт, они отвечают, что все только впереди. Многие говорят о том, что они перестанут протестовать только тогда, когда будет выполнено их требование оставить парк в покое. Что ж, как будут развиваться события, покажут события ближайших дней. Ну а пока попробуем разобраться в достоинствах и недостатках происходящих событий.
Сон разума За те десять лет, что я являюсь частью анархистского движения, я уже успел основательно разочароваться в своих согражданах – слишком велика пассивность российского общества, что особенно плачевно выглядит в последние годы на фоне социально-экономических реформ, разрушающих социальную сферу жизни, параллельно с глубочайшим со времен Великой Депрессии социально-экономическим кризисом, а также потоком откровенно бредового и человеконенавистнического "законотворчества", льющегося мутным потоком из стен Думы на головы россиян. К сожалению, такие события, как борьба против точечной застройки в Москве (и других городах), в особенности периода 2007-2008 гг., а также шахтерские протесты 2010 г. в Междуреченске, что на юге Кузбасса, только подтвердили факт спячки российского общества. И не только потому, что исключения подтверждают правила, но и потому, что в них участвовало сравнительно немного народу. Если же учесть тиражируемые в СМИ данные соцопросов, согласно которым рейтинг президента на фоне происходящего в последний год обнищания страны только растет, то можно решить, что страна вообще сошла с ума, что не удивительно, учитывая ту воинственную националистическую пропагандистскую истерию, которая на фоне украинских событий охватила российские печатные и телевизионные средства массовой информации. Впрочем, как можно убедиться, хотя многие и правда продолжают верить в Партию и Правительство, на самом деле рейтинг доверия не так высок, как может показаться, зато все больше сомневающихся в адекватности данных таких опросов. Вообще говоря, все это столь же абсурдно смотрится, как смотрелся бы рост доверия к властям Веймарской республики в начале 1930-х гг. Чисто политическая возня вокруг белоленточного движения, начавшаяся с декабря 2011 г., кто бы что ни говорил, занимаясь политическим мифотворчеством, лишний раз демонстрирует – народ спит.
Бои местного значения
Так-то оно так, народ в массе своей в России словно бы пребывает в своего рода летаргическом сне, однако время от времени вспыхивают локальные конфликты, имеющие социальную природу. Что не может не радовать в эпоху, когда сон разума уже породил сотни социальных и политических чудовищ, и когда, выражаясь словами Оруэлла, "правда – это ложь". Однако проблема большинства конфликтов подобного рода традиционно заключается в том, что они замыкаются сами на себе, становясь чисто местным явлением, хорошо еще, если имея за собой сравнительно большое количество вовлеченных человек. Это может быть локальный трудовой конфликт, или конфликт по вопросу о парке или поликлинике, или что либо еще. И такой конфликт всегда легко погасить и задавить, покарав (либо подкупив) тем или иным образом "инициаторов" конфликта, редко когда при этом пойдя на уступки недовольным, разве что кинув им очередную подачку, как обглоданную кость изголодавшейся собаке, скулящей под праздничным столом. "Торфяной" пожар
Строго говоря, о пожаре говорить, конечно, особо не приходится, однако на фоне всеобщего безумия, тотальной спячки и локальных конфликтов происходящее на Торфянке – это действительно пожар. Он пока маленький, но уже жаркий и заметный. Данный конфликт имел все шансы стать одним из тысяч локальных противостояний, оставшись практически никому неизвестным и незаметным. Казалось бы в чем проблема-то? Местные жители против стройки, зато есть промзона, есть пустыри, так что, если уж очень хочется, можно построить храмовый комплекс там, не раздувая при этом скандал на ровном месте. Однако застройщик решил действовать привычным наглым нахрапом, силой продавив своё "Хочу!", наплевав на всё и вся. Но не тут-то было, неожиданно для всех, наверно даже и для самих жителей района Лосиноостровский против захвата территории парка выступили сотни местных жителей. И выступили не бормотанием на кухнях и перепостами в Соцсетях (точнее, и это все, конечно же, тоже), но массовым стихийным выходом на улицу в знак протеста против столь наглого наплевательского отношения к себе со стороны "сильных мира сего". В итоге жителям района удалось добиться уже немалого: по крайней мере на время удалось приостановить застройку парка, не дать себя разогнать, прорвать информационную блокаду и выйти общероссийский и международный уровень. Особенно важным выглядит выход на общероссийский уровень, выражающийся в том, что жителям Лосиноостровского района уже выказали поддержку собратья по борьбе из Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода и некоторых других городов. Само собой, и в Москве в поддержку борцов с рейдерским захватом Торфянки выступили и некоторые жители других районов, столкнувшиеся ранее с аналогичными проблемами. Так что втихаря конфликт уже не погасить, и многое будет зависеть от решительности и "мобилизационных" способностей местных жителей. Однако это все внешняя сторона конфликта. Ниже я попробую вкратце сформулировать свое видение достоинств и недостатков данного противостояния.
Плюсы
Начну, пожалуй, с достоинств. Дело в том, что иногда и со стороны раздаются вопросы, иногда и сам себе их задаешь, в особенности читая сообщества в защиту парка в Соцсетях, относительно того, почему те или иные люди поддерживают протестующих. Вот как раз чтобы ответить на такого рода вопросы и необходимо начать с достоинств, с тех положительных моментов, которые не могут не радовать. В первую очередь к таким достоинствам относится то, что протест против строительства храма в парке начался не по инициативе какой-либо политической силы, а стихийно; это люди, у которых есть чувство собственного достоинства, а не желание заработать политических очков за счет других. Кроме того это и достаточно массовый протест, хотя некоторые его участники сами оценивают свою массовость достаточно скептично. Кроме того важным моментом является и тот факт, что это конфликт против откровенно нагло ведущей себя Русской православной церкви (РПЦ), обнаглевшей уже настолько, что невольно задаешься вопросом о том, является ли РФ по-прежнему светским государством. Да, безусловно, это не конфликт атеистов и православных, не протест против клерикализации. Как подчеркивают сами протестующие, они "не против храмов", но "против храмов в парках", и многие при этом подчеркивают свою приверженность православному христианству. Тем не менее, противостояние важно уже тем, что наглядно демонстрирует простой факт того, что РПЦ как институализированная религиозная структура крайне далека от народа, от тех самых "православных", за которых она на словах радеет и на деле на мнение которых ей глубоко наплевать. Кроме того, благодаря данному конфликту вновь всплыл вопрос о том, насколько клерикализация проникла в поры нашего общества. Да, мы видим неонацистов, защищающих храмострой, однако мы видим и православную общественность, выступающую против него. Вместе с тем, местными жителями был озвучен тот факт, что в 15-20 минутах ходьбы от Торфянки находится несколько церквей, в которые практически никто не ходит. Т.е. в них ходят, конечно, сравнительно большое количество прихожан, но лишь пару раз в год, на Пасху и Рождество, все остальное время в них пусто. Ну а новый храмовый комплекс строится на 500 прихожан. Такую же картину можно наблюдать и в других районах, как например в Дмитровском, где в один из храмов, рассчитанный на 1,500 человек не на центральный религиозный праздник приходит всего человек 20-30, с учетом детей в колясках. Т.е. речь идет о чисто бизнес-проекте, отнюдь не отражающем реальные настроения в обществе. Так что в данном случае действует один из классических принципов современного капиталистического общества потребления, когда в обществе искусственно создается и насаждается спрос на то, что изначально мало кому нужно. Это, что озвучил Невзоров: как из всех жителей непьющего поселка сделать алкоголиков – понастроить винных магазинов. Кроме того, когда общаешься с недовольными застройкой парка жителями района, время от времени всплывают вопросы и более широкого спектра: рост тарифов ЖКХ, рост цен, нехватка школ, больниц, поликлиник (особенно детских), детских садов и т.п. Если сопоставлять все это, и некоторые другие моменты между собой, можно увидеть картину в целом, а это уже переход с проблемы конкретного парка на более глобальный уровень. Опять же, что касается уже упомянутых неонацистов, их наличие на стороне застройщиков дает еще и тот положительный момент, что открывает глаза на эту публику тем, кому еще недавно и дела может никакого не было до проблемы распространения в стране националистических настроений, а также до проблемы религиозного фанатизма. Так что, по крайней мере, часть националистов уже не сунется заниматься пиаром своих человеконенавистнических идей за счет участия в протестных акциях местных жителей. Это относительно достоинств. Теперь коротко о недостатках, которые выявились в ходе последних дней.
Минусы
Следя за противостоянием на Торфянке, легко впасть в этакую протестную эйфорию: массы, стычки с полицией и нацистами, противоборство рейдерам от РПЦ, самоорганизация и т.п. Но, на самом деле, конечно же, не все так радужно, как того хотелось бы. Да, как анархо-синдикалист и атеист, я считаю, что каждый честный человек просто обязан поддержать жителей Лосиноостровского в их борьбе за сохранение парка. Но при этом нельзя закрывать глаза на имеющиеся недостатки, иначе собственные убеждения можно смело выбросить и забыть. Подстраиваться под других, только потому что, "иначе не поймут" и "других людей у нас нет" — это игра в политическую проституцию, и не более того. И вот среди таких недостатков хочется отметить наличие у части протестующих националистических предрассудков, что, впрочем, не удивительно -- ведь это лишь отражает общую ситуацию в обществе. Также среди важных недостатков я бы отметил навязчивое подчеркивание того, что "мне не против храмов". Предлагать альтернативное место под храмовый комплекс – не дело местных жителей. Раз речь идет про парк, то на этом и необходимо сосредотачиваться: застройка парка не обсуждается, нет – значит нет, а если рейдеры от строительства и РПЦ строить все же хотят, то пусть сами и выкручиваются, как умеют. Опять же, среди недостатков стоит отметить и извечную попытку сплотить как можно больше людей вокруг борьбы из-за храма, не особо глядя на то, что это за люди. Количество в ущерб качеству лучше не пытаться создавать, т.к. объединение вокруг негатива не является прочным и надежным, тем более что смотреть надо в будущее, и более широко, нежели просто на будущее парка, т.к. история с храмовым комплексом в нем, как уже писалось выше, лишь часть более общего проблемного ряда. И вот этого системного подхода очень часто не хватает: сосредотачивая свое внимание на частных вопросах общественность оказывается неспособной адекватно противостоять разрушению социальной сферы. В конце концов, надо не просто требовать прекращения стройки, говоря о возможности постройки храмового комплекса на пустыре, но надо требовать вместо храма в парке строительства и открытия больниц, садов, школ, поликлиник, библиотек и т.п. на этих самых пустырях. Это как минимум. Опять же, что касается, подчеркивания многими протестующими того, что они "сами православные". Лично я бы предпочел, чтобы они все стали атеистами, но это маловероятно, по крайней мере, сейчас. Однако сейчас вероятно и возможно другое – порывать отношения с РПЦ, т.к. несерьезно состоять в структуре, которая на тебя плюет и использует тебя, как считает нужным, совершенно не интересуясь твоим мнением. Как после подавления Кронштадтского восстания 1921 г. люди рвали билеты и выходили из РКП(б), так и здесь надо – рвать отношения с теми, кто тебя столь цинично предал. Ну и еще из недостатков я бы отметил несколько хаотичный принцип принятия решений, по крайней мере, в том, что мне довелось наблюдать, это было именно так. Между тем международная практика, не говоря уже об исторической, демонстрирует необходимость и эффективность принципа коллективного принятия решений, с вовлечением всех участников процесса. Это и движение 15-М (Испания) демонстрирует, и Оккупай Уолл-стрит (США), и события вокруг парка Гези (Турция) и т.п. Конечно, тут еще очень и очень далеко до таких явлений как система домовых комитетов в революционной России 1917-21 гг., или квартальных комитетов в революционной Испании 1936-38 гг., тем не менее, на примере Торфянки можно видеть, как, примерно, складываются, взрастают подобного рода общественные структуры, которые создаются не политическими теоретиками, но обычными жителями на местах. Никто, естественно, ни о какой революции на Торфянке не грезит, однако же, и в сам конфликт с властями, РПЦ, застройщиками, мафией и неонацистами никто не спешил ввязываться, тем менее их втянули в этот конфликт. И это все накладывает свой отпечаток на движение, делая его таким, какое оно есть, со всеми своими достоинствами и недостатками.
Борьба продолжается В любом случае, борьба за парк продолжается и от своего завершения еще очень далека. И каждый день она напоминает всем нам как о проблемах и недостатках нашего общества, так и о тех положительных моментах, которые в нем все же есть. На протестующих жителей пытаются продолжать оказывать психологическое давление: храмофобы, христофобы, продались Госдепу и Майдану и т.д., и т.п. Про них рассказывают, что они – сборище опасных наркоманов и бог знает кого еще. Находясь в парке, время от времени можно наблюдать словесные перепалки разной степени интенсивности и жесткости между сторонниками и противниками рейдерской застройки. Тем не менее, протестующие не унывают, скорее даже наоборот, тем более что и с чувством юмора у многих все в порядке, и не собираются сдаваться. Они отмечают, что застройщики уже находятся в крайне неприятной для себя ситуации, из которой пытаются выкрутиться, сохранив при этом лицо. В любом случае, хочется надеяться на победу противников рейдерского захвата парка, победу здравого смысла, и качественный (и количественный) рост движения в защиту парка. Ну а пока, ждем ближайших событий 6-9 числа.
Андрей Фёдоров 4 июля 2015
|
Популярные темыСейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователя и 37 гостя.
|