ПоискТэги
CNT-AIT (E)
ZSP
Бразилия
Британия
Германия
Греция
Здравоохранение
Испания
История
Италия
КРАС-МАТ
МАТ
Польша
Россия
Украина
Франция
анархизм
анархисты
анархо-синдикализм
антимилитаризм
всеобщая забастовка
дикая забастовка
забастовка
капитализм
международная солидарность
образование
протест
против фашизма
рабочее движение
репрессии
солидарность
социальные протесты
социальный протест
трудовой конфликт
трудовые конфликты
экология
|
Похитители тел в рыночной экономикеЧасто современные исследователи левого толка анализируя антиутопичность существования общества, выделяют два типа художественного апокалипсиса. К первому относят "Восстание машин", когда роботы, получив способность "мыслить", восстают против своих хозяев – людей. Авторы пишут, что страх перед восстанием роботов есть сублимированный страх крупных предпринимателей (капиталистов) перед восстанием рабочих. Коллективное мышление, основанное на солидарности рабочих, предстает в таких антиутопиях в виде искусственного интеллекта, вышедшего из-под контроля и распознавшего в человечестве своих врагов (своего рода Скайнет под красным флагом). Второй наиболее популярный вид апокалипсиса - тотальное превращение людей в зомби, в результате чего люди теряют все человеческие качества и свойства, остаются лишь функция поедания всего живого и бессмысленное существование. Можно сказать, что любое голливудское кино про восстание мертвецов является своеобразной интерпретацией современной жизни общества при рыночной экономике, которой присущи отчуждение, тупость, монотонность, эгоистичное желание подняться за счет "пожирания" другого ("идти по головам"). Наверняка, любую зомби-массовку для современного кино можно легко заменить кадрами видеосъемки из торгового центра, где люди с отсутствующим взглядом и нечеловеческой жаждой потребления вещей блуждают в хаосе городских будней. Хотелось бы проанализировать еще один популярный в кино и литературе вид конца существования человеческой расы - "Вторжение похитителей тел". В 1956 году американский писатель-фантаст Джек Финней написал роман "Похитители плоти", в центре событий которого американский городок, где происходят странные события: "Эта история началась 13 августа 1953 года в небольшом калифорнийском городке Санта-Мира. На приём к врачу Майлзу Беннеллу пришла Бекки Дрисколл в каком-то странном психическом расстройстве. Она утверждала, что её дядя Айра – вовсе не её дядя, а какой-то самозванец, хотя и выглядит он, и говорит совершенно как дядя Айра. А вскоре странная мания стала распространяться и заражать других жителей городка". Инопланетные существа, подобравшиеся вплотную к злополучному городку, крали тело и разум его законных обитателей, забирая их личную жизнь и распространяя свой вид на Земле. Пришельцы принимали облик людей, которые все так же ходят на работу, играют с детьми, платят налоги, занимаются любовью, однако, делают они это равнодушно и отчужденно, когда любое действие производится ради самого действия без созидательной основы. Такую повсеместную оккупацию можно заметить и в реальном мире, просто выйдя на улицу, у себя дома, на отдыхе и на работе. Правда, в роли инопланетных существ со страшными щупальцами тут выступает коммерциализация окружающего пространства и личной жизни, а также всеобщая медийность культурной среды. Человеческая личность, помещенная в агрессивную среду рекламы и коммерческих средств масс-медия, теряет свою идентичность, растворяясь во вездесущих рекламных плакатах, объявлениях под ногами на асфальтированных дорожках. Существенная роль отводится звуковой коммерческой рекламе, ведь с некоторых пор реклама стала занимать умы людей не только визуально. В метро, на улице, в скверах и парках нас не покидает голос, раздающийся из громкоговорителей, предлагающий разнообразную продукцию по якобы "смешным ценам". В такой атмосфере у человека не остается места для собственных мыслей, ведь человеческий мозг, склонный к анализу окружающего пространства, невольно устает, собрав со всех углов кучи рекламного мусора разного формата. Морально истощенный, человек, вместо того чтобы осмыслить свое существование либо почитать качественную, заставляющую задуматься литературу, посмотреть социальное кино на острые темы, вкушает низкопробные в культурном и духовном смысле сериалы, глянцевые журналы и т.д., т.е. материалы, которые приводят и так уставший мозг в состояние тупой пассивности и расслабленности в ее негативном аспекте, еще больше погружаясь в состояние отчужденности. Вместо трудных поисков самого себя, наиболее подходящего для себя места в жизни и рода занятий, а также близких по духу и мировоззрению людей, человеку предлагается уже простой и готовый вариант существования, показанный в телевизионных сериалах, модных журналах и на популярных страницах в социальных сетях. Ведь это так просто, нужно лишь расслабиться и погрузиться в оккупированный коммерческими масс-медия мир. Невольно хочется провести параллель с третьей по счету экранизацией романа Джека Финнея "Похитители тел" 1993 года. В фильме пришельцы похищали тела людей во сне, блокируя их волю; проснувшись, человек перестает быть самим собой, хотя внешне он прежний. В развязке остается лишь кучка спасшихся от такого перевоплощения в захваченном пришельцами городе. Герои, пока еще принадлежавшие самим себе, потеряли своих родных, которые предстают все в том же облике людей, но больше таковыми не являются. Перевоплощенные "родные", в свою очередь, обманом и уловками стараются уговорить людей перейти на их сторону, предлагая жизнь без страха и боли, где все просто и по-своему хорошо, где нет необходимости бороться и страдать, правда, для этого нужно превратиться в "чужого", полностью потеряв "свое Я". Капиталистическая система постоянно направляет индивида в безопасное для нее русло. Довольно часто можно встретить людей, настолько якобы общительных и открытых другим, что они готовы без умолку говорить о малозначительных в мировых, да и просто локальных масштабах вещах, будто то ремонт квартиры, новый boyfriend чей-то дочери, мода, покупки, гороскоп, новости из мира знаменитостей, а также распространять сплетни, но как только тема разговора выходит за "безопасные" для такого человека и системы в целом рамки, он стремительно перевоплощается в напряженного и подозрительного, запас его слов иссякает и он может лишь сказать что-то вроде "Да кого это волнует?" или же просто промолчать. Мне встречалась женщина, которая часами могла расспрашивать коллег об их личной жизни и интересах в музыке и кино, однако, когда речь заходила о проблемах экологии или трудовых правах, к примеру, она замолкала, напоминая, "зависший" компьютер, на котором установлены лишь самые простые программы, необходимые для выполнения определенных функций и поддержания образа "нормального человека", без всяких там лишних мыслей. Такое поведение ярко и остро описал сатирик Джордж Карлин: "Много слов и мало смысла". Люди могут быть успешными специалистами в какой-либо области, профессионалами своего дела, готовыми в любое время суток, прилагая умственные и физические усилия, решать рабочие вопросы в ущерб личной жизни и здоровью, с дотошностью и агрессивностью соблюдать корпоративную этику и всевозможные правила делового общения и переписки (часто иррациональные), попутно с садистской увлеченностью уличая в несоответствии этим правилам других. Однако, когда дело доходит до соблюдения своих же трудовых прав, они часто меняются в сторону пассивных, безвольных (мазохичных) и удобных зрителей собственной жизни. Джордж Карлин тут явно подметил: "Люди должны быть достаточно умны, чтобы управлять техникой и делать бумажную работу, и достаточно тупы, чтобы послушно принять все эти дерьмовые работы, с низкой зарплатой и большим временем, урезанными льготами и без оплаты сверхурочных". Важной чертой общества с рыночной ориентацией является навязанная обязанность быть позитивным, причем позитивность эта понимается весьма определенным образом. На лице любого специалиста должна быть улыбка, неважно, искренняя или нет, современный человек должен быть умеренно веселым, радушным и корректным (в рамках рыночных отношений, разумеется). Жизненные обстоятельства человека работающего редко берутся во внимание в системе, ориентированной на продажу вещей и получение прибыли, а не на самого человека и удовлетворение его потребностей. Человек же превращается в средство, неважно потребитель это или продавец услуг, первый является способом обогащения, второй - функцией. Да и как можно не быть позитивным в окружении ярких рекламных плакатов с изображением красивых людей и вещей, обещающих райское наслаждение и нескончаемое изобилие, а также комедийных сериалов, показывающих простую, веселую и незамысловатую жизнь вечно позитивных персонажей, с их банальными и смешными до слез проблемами. Правда, все это контрастирует с бездомными людьми, нищими пенсионерами и нескончаемыми очередями в плохо оборудованных поликлиниках, но это совсем другая, выходящая за границы красочных картинок и образов реальность, на которую позитивный человек с активной (!) жизненной позицией просто не должен обращать внимания или хотя бы не говорить о ней вслух. Кстати, про активную жизненную позицию любят писать на сайтах для поиска работы, но под ней понимается не наличие критического мышления, гражданская позиция, волонтерство или общественный активизм, а высокий уровень приспособляемости и лояльности к современной общественной модели под маской удовлетворенности и уверенности (как бы губительно эта модель не влияла на человеческую психику и физическое здоровье). Очевидно, что требовать от человека тотального позитивного настроя в системе, для которой человек является только средством, а не целью, мягко говоря нелогично и, в конечном счете, лицемерно, но система на этом не останавливается, вешая на человека, который старается реально смотреть на вещи, анализирует события и видит несовершенства рыночной экономики, ярлык маргинала, обвиняя в пессимизме и инфантильности. Часто таких людей "ставят на место" их же родные, друзья и коллеги по работе, у которых более высокая степень приспособляемости к среде в силу различных обстоятельств, намекая на излишнюю серьезность и "замороченность", или же, наоборот, ругая их за несерьезность и максимализм. Потому что каким бы ни было ваше отношение к рекламе, маркетингу, корпоративной культуре и популярной массовой культуре, шоу должно продолжаться и вам, подобно героям фильма "Похитители тел", предлагается просто поддаться и приспособиться к новым формам отчуждения… В конце фильма "Похитители тел" на фоне серого утреннего неба после страшной ночи ищет посадки вертолет, в котором спаслись мужчина и молодая девушка, так усердно боровшиеся за свое тело, волю и разум с чужаками-пришельцам, увы, потеряв близких. А за кадром в безмолвном пространстве нового дня раздается бездушный чужой голос: "Бежать некуда, мы повсюду". Если у "Похитителей тел" и капитализма лишь косвенная связь, то режиссер фильма "Они живут" ("Чужие среди нас") Джон Карпентер ясно и без намеков показал рыночные отношения чужеродной средой, где простой человек является эксплуатируемым и подчиненным, а его апологетов - инопланетными оккупантами. Описание фильма сообщает нам следующее: "Однажды простой рабочий-строитель Нейда, которому не очень везёт в жизни, находит необычные солнечные очки. Надев их, он получает возможность увидеть мир таким, какой он есть. Реальность пугает! Оказывается, правительство и средства массовой информации бомбардируют людей скрытыми сообщениями, воздействующими на уровне подсознания: «Спите!», «Не давайте волю воображению», «Подчиняйтесь властям». А что еще страшнее, Нейда увидел истинное обличье многих политиков и важных членов общества! Они и не люди вовсе, а безобразные и злые инопланетяне с планеты Андромеда. Их миссия на Земле - проводить массовую кампанию по подчинению землян своей воле и держать людей в неведении...". "Волшебные" очки позволяют узнать правду об обществе потребления. Взору рабочего Джона Нейда открывается вся суть коммерческих средств информации, рекламных компаний и даже денег: "Надев одну пару, Джон обнаруживает, что все рекламные щиты, обычные листки с рекламой, журналы, книги пестрят лозунгами-внушениями: «Подчиняйся», «Потребляй», «Женитесь и размножайтесь», «Никаких независимых мыслей», «Смотрите телевизор», «Спи», а на деньгах написано «Это твой Бог»". В фильме очки выступают в роли критического взгляда на капитализм, который сеет неравенство, жестокую эксплуатацию, бедность, преступность, чудовищное загрязнение окружающей среды, отчуждение, маскируясь под единственно возможную работающую справедливую систему с рыночным характером и равными возможностями. В свою очередь, бизнесмены-мультимиллионеры, которые в официальных источниках говорят о своем позитивном отношении к простым смертным, в том числе к трудящимся, заботе об экологии и экономике, показаны Карпентером чужеродным элементом, который наносит вред жителям планеты. Такой, пусть и в художественной форме, взгляд как нельзя лучше показывает реальное положение вещей при капитализме. Так же, как и в кино про похитителей тел, в "Чужих среди нас" далеко не все люди являются таковыми по своей сути и характеру поступков. В фильме некоторые земляне сотрудничают с инопланетянами-предпринимателями, только теперь в качестве "уловок" выступают деньги (экономическое благополучие) и привилегии. И все же трудящиеся люди, узнав наконец-то правду, собирают силу в единый кулак и восстают против своих угнетателей, показав истину остальным людям, что, в конечном счете, позволит вернуть себе свой мир. В последних сценах фильма пришельцы открывают свое истинное лицо: "…съёмочная группа в ужасе видит, что ведущие новостей превратились уродцев с черепообразными лицами, в баре все клиенты смотрят на ничего не подозревающего «Чужого», в ужасе девушка во время секса увидела, что её парень «Чужой»". ЧЕДИ ДААН
|
Популярные темыСейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователя и 41 гостя.
|