Стюарт Кристи. Анархия: определение понятия

Публикуем в дискуссионном порядке статью известного шотландского анархиста Стюарта Кристи. Не со всеми формулировками в ней мы могли бы согласиться (некоторые возражения мы оговорили в примечаниях), тем не менее, полагаем, что этот материал может представлять интерес для тех, кто стремится в самом общем виде объяснить людям, незнакомым с анархистской теорией, что же такое анархия и анархизм.

 

Что такое анархизм?

Анархизм - это движение за социальную справедливость через свободу, конкретное, демократичное (1) и эгалитарное. Он существует и развивается с семнадцатого столетия, обладая своей философией и определенным мировоззрением, которые развивались и росли со временем и в соответствии с обстоятельствами. Анархизм начинался в том виде, в каком он сохраняется и сегодня: как прямой вызов неимущих своему угнетению и эксплуатации. Он противостоит как коварному росту государственной власти, так и разрушительному идеалу собственнического индивидуализма, которые, вместе или порознь, в конечно счете служат интересам немногих в ущерб всем остальным.

Анархизм содействует взаимопомощи, гармонии и человеческой солидарности, достижению свободного бесклассового общества – кооперативного содружества. Анархизм – это и теория, и жизненная практика. С философской точки зрения, он стремится к полному согласию между индивидом, обществом и природой. В анархистском обществе взаимно уважающим друг друга индивидам предстояло бы организоваться на основе непринудительных отношений в естественно определяемые сообщества, в которых средства производства и распределения будут находиться в общем владении.

Анархисты не просто мечтатели, одержимые абстрактными принципами. Мы знаем, что событиями управляет представившаяся возможность и что действия людей во многом зависят от давних привычек, психологических и эмоциональных факторов, которые нередко антисоциальны и обычно непредсказуемы. Мы хорошо знаем, что совершенное общество не может восторжествовать буквально завтра. На самом деле, эта борьба может быть вечной! Однако это взгляд, который пробуждает стимулы к борьбе против существующего положения вещей и за то, каким оно могло бы быть.

Каковы бы ни были ближайшие перспективы построения свободного общества и как бы далек ни был идеал, если мы дорожим нашей общей человечностью, мы никогда не должны прекращать стремиться к реализации нашего представления. Если мы соглашаемся на что-то меньшее, то мы немногим больше чем вьючные животные на службе у немногих привилегированных, и получать от жизни можем не более, чем вьюк полегче, корм получше и лежанку поуютнее.

В конечном счете, только борьба определяет результат. Прогресс в направлении более разумного общества должен начинаться с сопротивления любой форме несправедливости.

В целом это означает, что необходимо бросить вызов любой эксплуатации и игнорировать легитимность любой принудительной власти. Если анархисты и верят во что-либо непоколебимо, так это в то, что как только исчезнет привычка подчиняться политикам или идеологам и утвердится привычка к сопротивлению господству и эксплуатации, простые люди проявляют склонность организовывать каждую сторону своей жизни в собственных интересах – повсюду и всегда, свободно и справедливо.

Анархизм включает в себя столь широкий взгляд на мир, что его невозможно было бы отлить в формальное определение. Михаил Бакунин, человек, чьи труды и пример более ста лет назад больше всего способствовали превращению анархизма из абстрактной критики политической власти в теорию практического социального действия, определил его основополагающий принцип следующим образом: "Одним словом, мы отвергаем всякое привилегированное, патентованное, официальное и легальное, хотя бы даже и вытекающее из всеобщего избирательного права, законодательство, власть и воздействие, так как мы убеждены, что они всегда неизбежно обращаются лишь к выгоде господствующего и эксплуатирующего меньшинства, в ущерб интересам огромного порабощенного большинства".

Анархисты не стоят в стороне от народной борьбы и не пытаются господствовать над ней. Они стремятся вложить в нее практически все, что в их силах, а также, на уровне допустимых возможностей, оказать содействие как индивидуальному саморазвитию, так и групповой солидарности. Анархистские идеи относительно добровольных отношений, равноправного участия в процессах принятия решений, взаимопомощи и связанной с этим критики всех форм господства можно распознать в философских, социальных и революционных движениях во все времена и во всех местностях.

Повсюду менее формальные практики и борьба наиболее несгибаемых среди неимущих и обездоленных жертв властнической системы нашли свое выражение в трудах тех, кто на первый взгляд показался бы просто милленаристскими мечтателями. Но это далеко не абстрактные домыслы, сотканные из воздуха. Эти труды, как и все социальные теории, были основаны на тонких наблюдениях. Они отражают фундаментальное и непреодолимое убеждение, питавшее сознательное меньшинство на протяжении всей истории, что социальная власть над людьми – это узурпация естественных прав: власть берет свое начало в людях, и только они право сообща вместе пользоваться ею (2).

(Опубликовано в периодическом издании: Bulletin of the Kate Sharpley Library. № 97-98. Feb. 2019)

 Перевод: Д.И. Рублев

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) Стюарт Кристи, как и некоторые другие анархисты, использует понятие "(прямая) демократия" для описания процессов принятия решений людьми на основе самоуправления. Мы считаем такое использование термина некорректным, поскольку само слово "демократия" дословно уже предполагает наличие "кратии" - власти одних людей над другими. Анархия, анархистские отношения и анархистская общества определяются в анархистской теории как "акратия", то есть "безвластие".

(2) Точно так же мы считаем некорректным и неправильным характеризовать анархистское общество самоуправление как "власть всех", поскольку само понятие "власти" предполагает наличие не только ее субъекта, но и объекта.

 

Об авторе:

Стюарт Кристи (род. 10 июля 1946 г.), шотландский анархист, автор и издатель. В 18-летнем возрасте был арестован в Испании за перевозку взрывчатки, которую планировалось использовать для казни диктатора Франко. После 3-летнего заключения вернулся в Британию, активно участвовал в анархистском движении и реогранизации Анархистского Черного креста; подозревался в участии в деятельности "Сердитой бригады". Основал издательство "Сьенфуэгос пресс" и Анархистский киноканал в Интернете.