Конгресс итальянских анархистов принял резолюцию против «инсуррекционалистов»

О "вооруженной борьбе" и некоторых имбецилах

Социальная и политическая ситуация в нашей стране демонстрирует явные признаки регресса в сторону авторитаризма в глобальном масштабе. Наращивание политики дисциплины в ответ на социальные вопросы служит признаком того, что эра компромиссов, социал-демократии ушла в прошлое.

Возможно, нам придется считаться с риском навязывания нам крайне авторитарных режимов. Криминализация социальных и анархистских движений готовит почву для новых репрессивных механизмов: новых законов, новых уголовных дел, постоянного ужесточения действующих норм, наращивания военного контроля над территорией.

То, как СМИ сразу же отозвались на чудовищное преступление в Бриндизи (1), многое говорит о намерениях правящей олигархии. Трусливый акт беспорядочного террора в отношении молодых девушек, акт антисоциальный и преступный, преспокойно объявляется эпизодом вооруженной борьбы, возможно, греческого или мафиозного происхождения, с очевидной целью создать единство в деле защите государства – единство, которое мы наблюдали в действии в годы национальной солидарности, специальных законов, социального и культурного регресса в стране.

Ранение ядерного босса Ансальдо (2) и письмо, направленное газете «Коррьере дела сера» ячейкой «Ольга» «Неформальной анархистской федерации» также демонстрируют, как акция и коммуникация тесно связаны и переплетаются в игре бесконечного ряда кривых зеркал. Стоит внимательно присмотреться к этому, чтобы понять теснейшую связь. Те самые СМИ, которые всегда преуменьшают жестокость войны, ведомой  итальянской армией в Афганистане, втаптывают в землю анархистское движение –  движение, которое не уклоняется от социальной борьбы и находится на переднем крае движения в защиту окружающей среды, против войны и милитаризма, против расистских законов и «политики безопасности» в нашей стране.

Газеты, радио и телевидения, которые до этого не повышали голоса, вдруг разошлись  после письма. Во время кризисов всегда ищут козлов отпущения, на которых обращают внимание так называемого общественного мнения. Как в 1980-х гг. они добились успеха в лишении смысла и содержания всего богатства движений предыдущего десятилетия, возлагая на них всех, без разбора, ответственность за вооруженную борьбу, ставя всякое лыко в строку, обрушив ливень тюремных приговоров, дождь тюремного заключения и вызывая расколы и противостояния, так и сегодня нет недостатка в тех, кто хотел бы извлечь на свет старые инструменты превентивной криминализации.

С другой стороны, ситуация для правительства и предпринимателей непроста: они должны заставлять проглатывать все более неудобоваримые меры, и среди них растет страх перед социальным бунтом. Ранение Адинольфи было подхвачено на лету, чтобы переключиться, со ссылкой на различные данные спецслужб, на «анархо-инсуррекционалистскую угрозу», под предлогом террористической угрозы анархистского происхождения, привязывая к ней растущее социальное недовольство, движение NoTav (3) и, в целом, любую форму социальной оппозиции.

Если развертывается именно такая операция, очевидно, что нам следует ожидать все новых репрессивных мер. В ситуации, когда наступление на качество жизни населения продолжает расти, особенно в отношении работающих по найму, негарантированно занятых, мелких ремесленников и торговцев, нам необходимы все участие, весь разум и коллективные способности для организации решительных ответов, содействуя борьбе, развивая инициативы общественной солидарности, давая дыхание самоуправляемым формам конкретного ответа на кризис, представляется неизбежным противостояние с теми, кто полагают, будто некая группа, некая жесткая, боевая, подпольная организация может добиться действенных результатов, с теми, кто думают, что все ответы у них в кармане. Такова группа, которая взяла на себя ответственность за покушение на руководителя ядерной фирмы Ансальдо и заявила о своей принадлежности к Неформальной АФ. Прежде всего, то внимание, с которым эти действия освещаются в СМИ, вполне согласуется с вовлечением всего анархистского  движения в процесс общей криминализации, который тяжело ударяет даже по Итальянской анархистской федерации.

Не случайно, что текст ячейки «Ольга» был полностью опубликован в «Коррьере делла сера», которая решила таким образом послужить рупором Неформальной АФ. Можно задаться вопросом, зачем? Ответить на этот вопрос не сложно. Заявление для печати, после первых нескольких строк по ядерной проблеме, посвящено пропаганде: значительную часть этого документа составляют яростные нападки на анархистское движение во многих его составляющих.

Все ежедневные газеты  и тележурналы отвели большое место для текста, который заявляет, что большая часть анархистского движения делает анархизм «идеологическим и циничным, лишенным всякого дыхания жизни».

Но это еще не все. Согласно «неформалам», участвуя в социальной борьбе, анархисты  «будут работать на укрепление демократии». То есть, на поддержание иерархического порядка. У читателя возникает впечатление, что настоящей целью акции было не столько предупреждение в адрес атомных хозяев, сколько приобретение соответствующей аудитории, с  тем чтобы все знали их мнение об анархистском движении. Деятельность анархистов описывается как простое времяпрепровождение, состоящее в слушании «альтернативной музыки», тогда как «новый анархизм» рождается с актом «доставания пистолета» , выбором «вооруженной борьбы».

Средство до такой степени заслоняет цель, что эти супергерои комиксов, не любящие «насильственную риторику, но с удовольствием» берущие в руки оружие, даже не отдают себе отчета в том, что в нашей стране ядерная энергетика сейчас сходит со сцены, благодаря борьбе и народным движениям. Конкретное прямое действие, без всякого делегирования, смогло продемонстрировать, что мы можем взять свою судьбу в свои собственные руки, вступить в борьбу против гигантов атома и победить, как в Санцано Йонико (4) и в блокадах атомных транспортов между Италией и Францией, где в первых рядах были анархисты.  

Анархисты ежедневно участвуют в борьбе в защиту территории и за самоуправление, против хозяев за достижение автономии рабочих от наемного рабства, против войны и военного производства, за общество без армий и границ, против расизма, сексизма, войны против бедных и женщин.  Анархисты, которые страдают от эксплуатации и угнетения, как и все, вместе с другими эксплуатируемыми и угнетенными, ведут борьбу против государства и капитализма, чтобы создать условия для их ликвидации, с целью раз и навсегда разбить   материальный и символический порядок, зная, что недостаточно разрушать – надо еще уметь строить. Строить без страха, что дом снесен, зная, что все освобожденное пространство, даже на мгновения, становится полем эксперимента вместе, где массы людей наслаждаются вкусом свободы – не поэтической абстракции, а конкретного  строительства негосударственной политической среды.

Это действия, которые уже сегодня предвосхищают иные политические и социальные отношения, не ограничиваются "сном о человечестве, свободном от рабства", поскольку дорога свободы является не "сном", но каждодневной ставкой в условиях социальной реальности, в которой мы вынуждены жить и которую мы хотим помочь изменить. Не только. Не мы одни. Ни в коем случае не мы одни, потому что человечество состоит из людей из плоти и крови, а действие от имени абстрактного «человечества» является типичным для государств, религий и даже капитализма, который демагогически обещает благополучие и счастье. Но не для анархистов. Практика свободы через свободу может "заразить" других, но, безусловно, не может быть навязана силой.

Авторы заявления для печати боятся "консенсуса" и стремятся к "соучастию". Им наплевать на цель, они думают только о средстве, фактически отказываясь от любой перспективы анархистской социальной революции. Их язык и практика являются коктейлем из авангардистской практики и эстетской риторики. СМИ неизбежно должны были предоставить им широкий простор, следуя линиям интерпретации иногда искаженным, иногда смешанным. Большинство средств информации измыслили целые теоремы с тем, чтобы связать социальную борьбу и неформальную АФ почти что отношениями симбиоза. Анархисты зажаты в тиски интерпретации: с одной стороны, их описывают как "террористов" или их поклонников, с другой, – как безобидных бюрократов.

Эти тиски, вероятно, доставят удовольствие тем, кто погрязли в жесте и утоляются экзистенциальным экстазом, при котором моментная вспышка компенсирует серость их повседневной жизни, проведенной в тишине и ожидании другой возможности выплеснуть адреналин. "Столь же мимолетное, как этот свет, – пишут они, – качество жизни никогда не будет обогащено". В перерывах между отправкой почтовых посылок и стрельбой по ногам они могут греться в лучах бумажной славы, которую намерены предложить им СМИ, оплачиваемые предпринимателями и партиями.

Помимо использования нападения против босса Адинольфи в рекламных целях, остается  политический факт повторения вооруженного авангардизма, который, кроме семантических соблазнов,  очерчивает параболу маленькой авторитарной партии, питающей иллюзии, будто она может повести за собой тех, кто считает нетерпимым мир, в котором мы живем. Не случайно на судебном процессе над так называемыми "новыми Красными бригадами" (5) люди, совершенно далекие от анархизма, выразили энтузиазм в отношении покушения в Генуе. Это апофеоз средства, который не заботится о цели. Своего рода поперечность действия заполняет видимую дистанцию между проектами.

На самом деле, эта дистанция растворяется, когда эта практика развивается в оппозиции к социальной борьбе, которая неизбежно ограничена тем, что ячейка "Ольга" именует "гражданственностью". Этим термином они клеймят народные выступления, которые в последние годы с растущим организационным радикализмом неоднократно ставили в трудное положение сменяющие друг друга правительства, затрагивали интересы крупного бизнеса и устанавливали практику участия – конечно, не анархистскую, но, безусловно, далекую от печального обыкновения делегирования и выдачи карт-бланш на выборах. 

Что же остается за пределами социальной борьбы? Партия – не что иное, как партия. Нельзя считать простым совпадением, что сторонники неформальной федерации обзавелись логотипом, который ограничивает симпатии практикой насильственных действий. Оставим в стороне тот банальный – хотя и весьма серьезный – факт, что таким образом создается предлог для бесчисленных репрессивных мер, со ссылкой на преступное объединение. Не будем говорить даже об очевидном риске того, что в один прекрасный день государство или фашисты смогут использовать логотип в своих целях, используя столь наивно предоставленный им повод. Если результатом становится партия, организация, которая работает там, где работает никто другой, организация, вступающая в свой частный конфликт с государством и хозяевами, – этот результат ведет в сторону, противоположную анархизму.

Никакого анархизма здесь нет. Анархизм не навязывается – он предлагается. Ежедневно, день за днем, в надежде, что действовать следует конкретно, поскольку эксплуатируемые, если они того пожелают, могут создать условия для того, чтобы уйти от тех, кто их эксплуатирует, потому что угнетенные, если они того пожелают, могут вступить в борьбу за освобождение от своих угнетателей. Это вопрос практики, революционной гимнастики, экспериментального нахождения возможного и желательного, каждодневного испытания. В экстазе сверхчеловека жеста, гоняющегося за удовольствиями, они с презрением заявляют, будто для социальных анархистов «единственным компасом служит уголовный кодекс». Они пишут «любой ценой» – анархисты платят эту цену каждый день. И не в виде фанфаронства или жалобного плача – но в судах, где нам выставляют счет за конфликты, в которых мы принимаем участие.   

Авторы заявления используют термин «федерация», но сводят федерализм к нерушимой связи между теми, кто отождествляют себя с палящим пистолетом и взрывающейся посылкой, а не с желанием построить рамки отношений, которые призваны совместить свободу и организацию. Обличители анархизма утверждают, что сочетать свободу и организацию, анархию и организацию невозможно, потому что они отождествляют организацию с иерархией, с государством, с насильственным навязыванием социального строя,  ограничивающего свободу и превращающего равенство в формальный каркас без материальной основы. Сторонники парламентской демократии полагают, что свобода должна быть ограничена, потому что, скрываясь за риторикой о власти народа, они усматривают в свободе не отличительную черту человечества, освобождающегося от подчинения иерархическому порядку, а как потенциальную опасность. Для демократов, единственный способ разрешения конфликтов в социальных джунглях – это насильственное навязывание правил, установленных на основе принципа большинства.   

Представители ячейки «Ольга» принимают социальные джунгли, которыми государства оправдывают свое существование, как предлог для того, чтобы действовать ради удовольствия действовать – действие, с презрением отвергающее любые раздумья об этике ответственности, о моральной и политической необходимости прокладывать пути, по которым может и захочет пойти каждый. Действие самодостаточное, не обращая ни малейшего внимания на тех, без кого, нравится это кому-то или нет, вы ведете просто свою частную войну с государством – но не революцию.  

В своем тексте они провозглашают «удовольствие полной реализации и переживания «нашей революции» здесь и сейчас». Таким образом, социальная революция сводится к практике эротического самоудовлетворения в частном клубе.

Анархизм был всегда основан на сознательности в выборе действий и целей и на личной ответственности за их совершение: он всегда опирается на сознательность людей и понимание исторического момента, в котором они живут. Эффективность прямого действия выражается не в уровне заключенного в нем насилия, а в способности найти дорогу, пригодную для всех, построить коллективную силу, сведя насилие в процессе революционного преобразования до минимального по возможности уровня. Насилие, возведенное в систему, порождает государство.   

Анархисты-организаторы делают ставку на построение среды политических и социальных отношений, которые самим своим существованием предвосхищают свободные общественные отношения, при которых организационная связь расширяет свободу человеческой личности. Социальный анархизм не претендует на нахождение какой-то окончательной формулы анархистского общества; он задает вопросы и, спрашивая, пытается практиковать иные отношения, которые нацелены на возможный синтез и уважение отличий каждого человека. Мы понимаем, что только унифицированное и, по сути своей, глубоко авторитарное, если не тоталитарное, общество может представить себе ликвидацию любых столкновений в общественных отношениях раз и навсегда. Вот почему мы рассматриваем анархию как постоянно выстраиваемый горизонт, где революция, что уничтожает частную собственность и устраняет государство, служит первым, а не последним этапом пути социального экспериментирования, по которому мы отныне идем.    

Члены Итальянской анархистской федерации, собравшиеся на конгресс 2-3 июня 2012 г.

http://www.federazioneanarchica.org/

Примечания:

(1) В результате взрыва бомбы 19 мая 2012 г. погибла одна ученица и ранены пять человек в одной из школ города.

(2) Ansaldo Nucleare SpA – итальянская компания, работающая в атомной сфере и строящая АЭС третьего поколения с водным охлаждением. Роберто Адинольфи, управляющий директор компании, был ранен пулей в ногу в Генуе 7 мая 2012 г.  Итальянцы придумали слово gambizzare, чтобы описать эту практику, примененную еще  Красными бригадами в 1970-х – 1980-х гг.

(3) Движение против скоростной железнодорожной трассы.

(4) 23 ноября 2003 г. десятки тысяч людей протестовали против решения о создании первого полигона ядерных отходов в стране – Сканцано Йонико, на юге.

http://forum.anarchiste.free.fr/viewtopic.php?f=29&t=7715&sid=bab6bd63f67474d3e2f61a5035f46dc5

Перевод: КРАС-МАТ

Раннее по теме:

«...Мы выступаем с резкой критикой индивидуалистской и авангардистской
тактики...»
https://aitrus.info/node/2179

"Анархистская искра". Еще о «бомбах-посылках»
https://aitrus.info/node/1861

Немецкие анархисты осуждают посылку бомб по почте
https://aitrus.info/node/1817

Итальянская анархистская федерация (FAI) осуждает провокаторов
https://aitrus.info/node/1461

Фёдоров А. Ю.: Терроризм и антиавторитарные радикалы
https://aitrus.info/node/1476

Ральф Драйс: «Анархо-бомбисты»???
https://aitrus.info/node/1459