ПоискТэги
CNT-AIT (E)
ZSP
Бразилия
Британия
Германия
Греция
Здравоохранение
Испания
История
Италия
КРАС-МАТ
МАТ
Польша
Россия
Украина
Франция
анархизм
анархисты
анархо-синдикализм
антимилитаризм
всеобщая забастовка
дикая забастовка
забастовка
капитализм
международная солидарность
образование
протест
против фашизма
рабочее движение
репрессии
солидарность
социальные протесты
социальный протест
трудовой конфликт
трудовые конфликты
экология
|
Египет: Эти странные "анархисты", или мифы "Черного блока"Египетское общество пытается сопротивляться режиму, который восторжествовал в результате "революции", свергнувшей диктатора Мубарака – правительству клерикал-фашистского движения "Братьев-мусульман". Увы: борьба против итогов псевдореволюции происходит под флагом ее защиты. За ее наследство разгорелась нешуточная драка между правящими исламистами и оппозиционными либералами. На стороне последних все более активно выступают молодежные группировки, нередко объявляющие себя "анархистскими" или воспринимаемые как таковые. Они идут в авангарде бурных уличных столкновений с клерикал-фашистами и полицией, и уже поэтому заслуживают внимания. Однако стоит разобраться, насколько поднятые ими красно-черные и черные знамена действительно соответствуют программе, идеям и природе этих групп? Иными словами, насколько они на самом деле могут считаться анархистскими? Судя по тому, что пишут в блогах и иных средствах информации, ситуация с этими группировками пока что не вполне понятна. Символика и внешняя атрибутика у них, безусловно, заимствована у мирового анархизма. Что касается идей… Тут все по-прежнему "в тумане". Прежде всего, бросается в глаза то, что опыт "псевдореволюции", по-видимому, мало чему научил молодых бунтарей. Они по-прежнему продолжают ссылаться в позитивном ключе на переворот, сместивший диктатора и открывший путь к власти клерикал-фашистам – несмотря на то, что тогдашнее движение против Мубарака не сопровождалось выдвижением сколь-нибудь четких социальных требований и лозунгов или попытками перераспределения собственности в пользу бедных классов. Более того: эти "левые" радикалы, кажется, готовы повторить все прежние ошибки. Как и тогда, в 2011 году, они не выступают отдельно от буржуазных группировок и клик, с собственными социальными темами и мотивами. Просто тогда они оказались "ударной массовкой" для рвавшихся к власти клерикалов, теперь же таскают каштаны из огня для либеральной буржуазной оппозиции во главе с Эль-Барадеи. Более внимательный взгляд на идеи и заявления египетских "анархистов" также заставляет недоуменно насторожиться. Безусловно, в них отражена "левая" политическая позиция. Но "левая" – отнюдь не обязательно значит "анархистская" и социально-революционная. Важный вопрос, в котором некоторые египетские "либертарии" проявляют себя как "леваки", а не анархисты, – это отношение к межимпериалистическому, межгосударственному конфликту на Ближнем Востоке. Здесь они, подобно другим "левакам", отходят от позиции подлинного интернационализма, который предполагает, что в подобных конфликтах революционер не должен становиться ни на одну из воющих сторон, но должен противопоставить им классовую солидарность трудящихся в общей борьбе против всех государств и капитала. Точка зрения "анархистов" Египта вполне националистическая: "Суэц, – заявлял, например, в одном из интервью член "анархистской" аффинити-группы "Черный флаг", – имеет особую ценность в любом египетском сердце. Он был центром сопротивления сионистам в 1956 и 1967 годах" (http://libcom.org/library/ Миражи "Черного блока" В ходе недавних столкновений с исламистами и полицией на первый план вышло новое движение, именующее себя "Черный блок". Судя по поступающим сообщениям, это достаточно разнородное образование. "Среди замаскированных в черное людей, которые во вторую годовщину революции блокировали улицы в Александрии и прошли по центру города с египетскими и черными флагами со знаками анархии, находились также "ультра" (футбольные болельщики), как говорят знатоки сцены. Закаленные в уличных боях фанаты каирского футбольного клуба Аль-Ахли внесли решающий вклад в то, что во время революции смогли быть отброшены полицейские режима Мубарака. Но к "Черному блоку" принадлежат также коммунисты и социалисты. Как и все революционное движение, новая группировка имеет весьма рыхлый состав", состоя из групп по 3-5 человек, – сообщает из Каира корреспондент "Франкфуртер Алльгемайне" (http://uprising.blogsport.de/ Главную "боевую" силу "Черного блока" в Египте составляют, судя по всему, "ультра", футбольные болельщики-фанаты. В основном, это молодежь из бедных или отчасти средних слоев населения, и ведут ее отчаяние и отсутствие шансов в современном эксплуататорском обществе. Но это еще не делает ее носителями социально-освободительных ценностей. В головах этих "бунтарей" может царить самая взрывоопасная и несовместимая смесь. Во время протестов против Мубарака в 2011 году молодые фанаты готовы были драться на улицах до конца, но им и в голову не пришло бросить вызов авторитету либеральных или исламистских лидеров "Тахрира". В феврале 2012 года побоище между фанатами порт-саидского клуба "Аль-Масри" и каирского "Аль-Ахли" и последующие уличные бои с полицией унесли более 70 человеческих жизней. Разумеется, и тут не было никакой социально-революционной подоплеки – один лишь взрыв безнадежного, глухого отчаяния. Теперь же оглашение смертного приговора порт-саидским фанатам (на фоне протестов против исламистской конституции) вызвало со стороны их друзей и родственников настоящее восстание. Комментируя состав "Черного блока", сочувствующая ему немецкая газета "Юнге Вельт" замечает: "Внутри Черного блока – наряду с большим количеством лишенных перспектив молодых людей – прежде всего, обнаруживаются члены различных левых группировок Египта, которые нашли в нем форму совместных действий, "идею, которую может перенять каждый", как выразился один из активистов" (http://www.jungewelt.de/2013/ Помимо футбольных фанатов и членов различных левых партий, среди "блокистов" немало либералов и активистов "движения 6 апреля" – того самого, которое, по данным "Викиликс" сотрудничало с американскими политическими элитами в подготовке выступлений против Мубарака, а в 2011 году стало инициатором протеста на Тахрире (http://vivalafora. Взгляды молодых египетских "протестантов" весьма сомнительны, с анархистской точки зрения. Как справедливо замечает автор блога "Египетские хроники", "не знаю, конечно, но мы говорим о каком-то новом анархизме, если это, в первую очередь, действительно анархизм". Просмотрев два блога "Черного блока" в Фэйсбуке (Black Bloc Egypt и Revolution Black Bloc), блоггер обнаружил на одном из них цитаты из Корана, а на другом – популярные теории заговора, распространяемые палестинской "Хамас", ответвлением тех же "Братьев-мусульман"! (http://egyptianchronicles. Проверить эту информацию сейчас уже нет возможности, поскольку в начале февраля "Черный блок" пожаловался, что Фэйсбук удалил его прежнюю страницу. Но и на новом англоязычном блоге "Революции Черного блока" (http://www.facebook.com/ В данных ими интервью активисты "Черного блока" не скрывают своих националистических убеждений. "Мы не хотим разрушать нашу нацию. Мы жертвуем свою кровь за нашу нацию…", – заявляют они (http://www.vice.com/read/ Подобно другим арабским националистам, "чернобложники", похоже, не прочь разжечь новую империалистическую бойню на Ближнем Востоке. Министр внутренних дел исламистского режима "Хамас" в Газе опроверг сообщения, будто египетский "Черный блок" создал свою группу в Палестине. Однако, по сообщению “Arabs Today”, "Черный блок" выпустил заявление о создании такой группы, обучает членов уличным боям, захвату зданий и обращению с оружием, чтобы "бросить вызов израильской оккупации и разделению палестинцев". Он призвал палестинские силы безопасности на Западном берегу и в Газе проявить приверженность национальному единству! (http://en.arabstoday.net/ Непосредственная "программа" блока далека от какого бы то ни было реального антикапитализма. Член одной из группы "Черного блока" в Александрии огласил список требований: "революционные суды над членами старого режима, увеличение размера заработной платы, реформа министерства внутренних дел и других правительственных институтов, проекты создания рабочих мест и "наказание" за "преступления", совершенные с 2011 года последующими правительствами" (http://www.vice.com/read/we-met-some-members-of-egypts-black-bloc). "Чистое" правительство, "чистая полиция"... Вряд ли такое придет в голову хоть одному активисту анархистского движения или "Черного блока" в Европе, Америке или Азии. Стоит упомянуть и о том, что египетское "Либертарно-социалистическое движение" уже заявило о том, что не считают "Черный блок" анархистским движением. Анархизм глазами "общества зрелищ" Все это, разумеется, не имеет к анархизму никакого отношения. Почему же молодые "черные революционеры" (в другой стране их назвали бы "оранжевыми") одеваются в цвета, которые обычно ассоциируются с анархистами, и используют анархистскую символику? Бывший администратор их страницы в Фэйсбуке поясняет: "После событий вокруг (президентского) дворца мы увидели, что "братья" ("Братья-мусульмане") хорошо организованы. Нам самим тоже пришлось организоваться. Основная идея состояла в том, чтобы защищать революционеров". Он рассказал, что активисты видели в Интернете видео европейского "Черного блока" и начали распространять идею "блока" в Фэйсбуке в начале января (http://www.vice.com/read/we- В другом интеревью представитель египетского "Черного блока" подтвердил, что контактов с одноименным проанархистским движением в Европе у его движения не было: "... Мы их на самом деле и не искали... Мы видели их на видео. Мы не разделяем с ними какие-то особенные общие принципы или убеждения, и наша идеологическая ориентация может быть совсем иной. Мы делаем смесь между их идеями и другими, всегда обновленно, с точки зрения нашей техники" (http://consciouslifenews.com/egyptian-black-bloc-exclusive-interview/114...) Итак, в данном случае, имеем дело не с действительно анархистским движением – пролетарским, классовым, социально-революционным, – а с разновидностью молодежного левацко-либерально-националистического протеста, когда в упаковке "Черного блока" или "анархизма" мы получаем дикое "ассорти" самых разных идеологий или даже их отсутствия. Таков результат современного виртуального "общества зрелищ": люди в массе очень мало знают об анархизме, что понятно, учитывая десятилетия доминирования авторитарных течений и практически полное отсутствие анархистской традиции и преемственности (и не только в арабском мире, но и, например, во многих странах Восточной Европы). Очевидно, "леваки" и молодые либералы попросту взяли наиболее доступный им образ "анархизма" - внешний облик, который СМИ культивировали на протяжении десятилетий, – но не его содержание. Для СМИ, а заодно и для всех неразборчивых поклонников арабских псевдореволюций, все это, разумеется, и есть анархизм. Большего ущерба для анархистского дела трудно себе даже представить… Сейчас, как никогда, мы нуждаемся в ясном понимании, за что надо бороться на глобальном уровне: за рабочее движение, организованное без партий и бюрократии, за общество без государства и капитализма - за анархический коммунизм! Наше отечество - всё человечество!
|
Популярные темыСейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователя и 47 гостя.
|