ИРМ: Опыт организации рабочих-мигрантов

: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/html/includes/unicode.inc on line 345.

Хобо в те времена (1900-1916 гг.) это огромная армия людей, постоянно скитавшихся по дорогам Запада (США); их называли кочующими рабочими, и именно они являлись подлинными строителями Запада. Среди них я прожил более десяти лет. Это их бригады строили гигантские железные и шоссейные дороги, создавали ирригационные сооружения, работали на фермах, в деревообрабатывающей промышленности Северо-Запада, на рудных и угольных шахтах в Скалистых горах; они были переселенцами-железнодорожниками и строительными рабочими, пастухами и скотогонами.

Их работа была в основном сезонной. Летом они работали, зимой же были безработными и собирались в огромных количествах во всех городках Запада. Эта беспокойная кочующая масса "катилась" вслед за урожаем по всему Западу или устремлялась на строительные и промышленные работы в самые отдаленные уголки страны, а затем возвращалась обратно. Временами, в периоды повторяющихся промышленных кризисов, их число резко возрастало.

Кочующие рабочие на Западе обычно не имели ни жилья, ни семей, часто не исповедовали никакой религии. У них не было права голоса, и они практически не принимали участия ни в политической, ни в общественной жизни городов, где в долгие зимние месяцы заполняли ночлежки на "рабовладельческих рынках" и в районах притонов. Однако они были расположены к профсоюзам, ибо вся жизнь подталкивала их к активной борьбе; героические стачки шахтеров на рудниках, рабочих деревообрабатывающей промышленности и работников ферм Запада вписали многие славные страницы в историю американского рабочего движения.

"Индустриальные рабочие мира" начиная с 1905 г. были подлинной организацией кочующих рабочих-хобо Запада. Такие организации, как Ассоциация братства взаимопомощи Идса Хоува и Джека Девиса, были лишь жалким ее подобием. ИРМ была плоть от плоти и кровь от крови организацией кочующих рабочих. Она полностью разделяла их презрение к национальной гвардии, политикам и проповедникам. Ее знаменитые песни "Алиллуя, я бродяга", "Длинноволосый поп" и десятки других выражали радости и горести кочующих рабочих.

ИРМ сумела добиться, что ее красная карточка (членский билет, - прим.) пользовалась уважением повсюду на Западе, даже у полиции, продажных кондукторов и гангстеров. Множество раз в районах действия ИРМ вооруженные кондукторы, которые врывались в вагоны, стремясь получить свою мзду с бродяг, оказывались обезоруженными и выброшенными из вагона в кювет, реку или туда, что попадалось на пути.

Закат ИРМ как организации объяснялся снижением роли кочующих рабочих на Западе в связи с растущей механизацией работ на фермах, завершением строительства железных дорог, усилившимся стремлением рабочих "осесть" в деревообрабатывающей промышленности и т. д.

Многие активисты ИРМ были опытными хобо. Для них совершить скачок от Чикаго до Тихоокеанского побережья за четыре-пять дней, преодолевая огромные трудности и постоянную опасность быть высаженными по дороге, не было проблемой. Характерно, что, когда ИРМ проводила в Чикаго свой съезд в 1912 г., на котором я присутствовал как делегат, большинство представителей Тихоокеанского побережья не получило от своих местных отделений командировочных. Без цента в кармане они должны были проехать более пяти тысяч миль по железным дорогам и провести три недели в Чикаго, и никто не видел в этом ничего необычного. Таков был дух кочующих рабочих Запада.

(Из книги: У.З. Фостер. Страницы из жизни рабочего. М., 1983)

 

Об "Индустриальных рабочих мира"

Организация была создана в июне 1905 г. на съезде в Чикаго, в котором участвовали социалисты, анархисты, профсоюзные работники и профессиональные революционеры, в том числе седовласая матушка Джонс - организатор Объединенного профсоюза горнорабочих США, Юджин В. Дебс, лидер Социалистической рабочей партии, Люси Парсонс, вдова Альберта Р. Парсонса, павшего жертвой расправы за демонстрацию на Хеймаркет*, и 36-летний Уильям Д. Хейвуд ("Большой Билл"), бывший ковбой и горняк, секретарь-казначей боевой Западной федерации горнорабочих.

Открывая исторический съезд ИРМ, Хейвуд заявил:

"Товарищи-рабочие!

Это съезд рабочего класса всего континента. Мы собрались здесь, не считаясь с хозяевами-капиталистами, чтобы объединить рабочих нашей страны в ряды рабочего движения, которое обладало бы экономической мощью, средствами к жизни и контролем над аппаратом производства и распределению".

Хотя делегаты и расходились во мнениях по многим вопросам, они были единодушны в том, что взамен Американской федерации труда с ее организованными по цеховому принципу профсоюзами, проповедью классового сотрудничества и "чистого" тред-юнионизма следует основать профсоюзную организацию, построенную по производственному принципу, которая объединила бы всех рабочих, независимо от их квалификации, пола, цвета кожи или национальности.

Эта организация должна была бороться за создание нового общественного строя взамен капитализма. В то время как АФТ призывала к сотрудничеству между рабочими и предпринимателями, ИРМ записала во введении к своему уставу:

"Рабочий класс и класс предпринимателей не имеют ничего общего. Не может быть мира до тех пор, пока миллионы рабочих терпят голод и нужду, а немногочисленные представители класса предпринимателей пользуются всеми благами жизни. Борьба между этими двумя классами должна продолжаться до тех пор, пока рабочие всего мира не организуются как класс, не станут хозяевами над землей и орудиями производства".

Узкопрофессиональным профсоюзам Американской федерации труда, которую ИРМ иронически называла "Американская сепарация труда" (т.е. разобщение), ИРМ противопоставила в качестве своей цели Единый большой союз (обратим внимание UNION –– слово, встречается во многих песнях в значениях и "профсоюз", и "союз"). Придерживаясь этого принципа, она объединяла в единой организации квалифицированных и неквалифицированных рабочих, как иностранного происхождения, так и прирожденных американцев - негров и белых, женщин и мужчин.

Уоббли, как называли членов ИРМ, были настроены по-боевому, противились каким-либо соглашениям с предпринимателями, активно участвовали в стачечной борьбе. Капитализм будет уничтожен, полагали они, в результате ряда всеобщих забастовок, после которых рабочие сами станут управлять промышленностью.

"Организуясь на индустриальной базе, - говорили они, - мы создаем структуру нового общества в скорлупе старого".

К 1908 г. в недрах ИРМ произошло два раскола.

Теперь ИРМ превратилась в революционный производственный союз, посвятивший себя экономической борьбе; ИРМ противилась, как правило, политическим действиям.

Она стремилась добиться своей цели - организации Единого большого союза путем саботажа (чаще проповедуемого, чем проводимого на практике), пассивного сопротивления и соблюдения рабочей солидарности.

Благодаря своей беззаветной борьбе за свободу слова и организацию массовых забастовок ИРМ вскоре завоевала авторитет среди многих до этого не организованных рабочих.

Вместе с тем она вызвала ненависть у тех, кто стремился к сохранению низкого уровня зарплаты, большей продолжительности рабочего дня и бесчеловечных условий работы.

Как правило, после 1908 г. ИРМ вела работу, главным образом, среди тех рабочих, которых АФТ не касалась и не хотела касаться.

Это были кочующие рабочие Запада, занятые на лесозаготовках, строительстве и сельскохозяйственных полях, и неквалифицированные рабочие Востока, особенно на металлургических и автомобильных заводах, а также на текстильных фабриках - словом, самые низкооплачиваемые и обездоленные слои трудящихся.

* Примечание: в начале мая 1886 г. на площади Хеймаркет в Чикаго состоялись бурные демонстрации рабочих под лозунгом борьбы за 8-часовой рабочий день, приведшие к кровавым столкновениям. А.Р.Парсонс был казнен за руководство этими выступлениями, положившими начало празднования во всем мире дня пролетарской солидарности - Первого мая.

Источник: http://www.agitclub.ru/singout/joehill/joe2.htm