США: Капитализм гниёт заживо

Предлагаем вниманию читателей текст рецензии немецкой радиостанции "Дойчландфунк" на последнюю книгу видного американского журналиста Джорджа Пэкера об упадке социальных, экономических и политических структур США. Редакция сайта не разделяет сожалений  рецензента насчет упадка социального государства и отказа от государственного вмешательства, равно как и ее веру в представительную демократию. Однако думается, что критический потенциал текста говорит сам за себя.

КОНЕЦ ПРЕЖНЕЙ АМЕРИКИ

Когда-то говорили, что нью-йоркский аэропорт выглядит как аэропорт в Третьем мире. Сегодня даже аэропорты Третьего мира выглядят лучше, чем аэропорт имени Кеннеди. Это сказал недавно американский автор Эллиот Уайнбергер, и тем самым полемически подытожил тенденцию к социальному и экономическому упадку в США, которые глубоко анализирует в своей новой книге Джордж Пэкер. "Завершение: Внутренняя история новой Америки" описывает огромные изменения, происшедшие в США за последние 35 лет. Важнейшие элементы самовосприятия нации необратимо исчезли. Пэкер умно и наглядно рассказывает об упадке социальных, политических и экономических структур, которые поддерживали стабильность на протяжении целого полувека.

Во введении, которое, как увертюра, затрагивает темы и мотивы книги, уже становится ясно, что глубокие изменения охватывают все слои и уровни общества, и от них страдает все большее число людей. Но Пэкер пишет и о тех, кто принимают политические и экономические решения. Он считает их ответственными за разрушение институтов и законов, которые образовывали страховочную сеть для социально слабых и привели к созданию самого большого среднего слоя, какой когда-либо знала история.

"Никто не может с уверенностью сказать, когда это завершение началось – когда граждане Америки впервые ощутили, как развязываются узы, которые надежно, иногда даже подавляюще крепко, как туго намотанная катушка, держали их вместе [...] Тот, кто родился в 1960 году или позднее, провел всю свою взрослую жизнь в угаре этого завершения. Он должен был наблюдать за тем, как конструкции и институты, которые существовали еще до его рождения [...], распадались в огромном ландшафте, как соляные колонны. И другие аспекты, быть может, менее заметные, но, как минимум, столь же необходимые для упорядоченной повседневной жизни, крошились до неузнаваемости – связи в кулуарах Вашингтона, табу в нью-йоркских торговых офисах, манеры и мораль [...] Пропасть заполняла власть, которая в Америке всегда на месте: организованные деньги".

Пэкер начинает свой критический анализ общества с 1978 года, со времени американского нефтяного кризиса, когда Джимми Картер в своем обращении к нации предостерег от предстоящей инфляции. Конец 70-х годов ознаменовался началом деиндустриализации в США, которая сперва в массовом порядке поразила стальную отрасль, ослабила профсоюзы, а затем пронизала все общество.

Чуткие портреты таких различных судеб

Пэкер выбирает подход, необычный для специальной книги. На протяжении долгих лет он собрал множество фактов о людях самого различного происхождения. Им самим он и дает слово. Так возникают чуткие портреты совершенно разных судеб. На основе конкретных случаев становятся видны более масштабные процессы, причины политических решений или основы определенных экономических процессов. Пэкер иллюстрирует свои наблюдения коллажами из политических лозунгов, заголовков газет, текстов песен и цитат из поп-культуры, которые отражают коллективное настроение данной эпохи.
Его книга, как указывает в послесловии Пэкер, вдохновлена великой трилогией Джона Дос Пассоса "США". У Дос Пассоса это полифонически рассказанные романы, ставшие портретом американского общества начала ХХ века. И хотя бестселлер Пэкера, получивший Национальную книжную премию, – это специальная книга, заметна перекличка с эпическим литературным произведением; по силе социальных картин она напоминает произведения Чарльза Диккенса или Джона Стейнбека. И в самом языке Пэкера ощущается повествовательная поэзия. Деловой стиль отчета заменен чуткими описаниями.

Пэкер пишет для "Нью-Йорк таймс". Он является автором нашумевшей книги "Ворота убийцы: Америка в Ираке". Как политический журналист, он знает мощь собственного голоса. И хотя он позволяет тексту говорить самому за себя, ощущается и резкое моральное возмущение, которое пронизывает эту книгу буквально на каждой странице. Развитие последних десятилетий приводит его в ярость, и он превращает эту ярость в острый, критический взгляд на эгоизм и близорукость американских элит. На основе отдельных случаев, становится видно, как они ведут страну к катастрофе и создают беспримерную поляризацию между немногими, которые завладевают всем, и массой, которая вскоре не будет иметь ничего.

"Завершение предвещает свободу. Это свобода заново открывать самих себя [...], решиться начать сначала [...], потерпеть неудачу и опять начать заново. Этой свободой завершение создает свои собственные иллюзии, потому что все эти попытки, эти мечты мимолетны, как мыльные пузыри, которые лопаются, как только касаются реальных обстоятельств. Выигрывать и проигрывать – это великая американская игра, и в завершении выигрыш больше, чем когда-либо. Победители воспаряют, как воздушные корабли, а проигравшие падают все глубже и глубже, и многие никогда не поднимутся".

Эра неравенства

По мнению Пэкера, мы живем в эру неравенства. И в главах, посвященных победителям нашей эры, эта несправедливость, характерная для нынешней социальной системы, заметнее всего. Невероятный успех Опры Уинфри, к примеру, которая своими силами поднялась до положения самой богатой женщины США, не оставляет места для аргументов, которые могли бы опровергнуть американский имидж "сеф-мейд-мэна" как инструмента самоэксплуатации. С Ньютом Гингричем закончилась культура конструктивных политических дебатов в Вашингтоне. Колин Пауэлл разрушил собственный имидж, когда объявил войну в Ираке необходимой военной операцией. Сеть магазинов "Уолмарт" Сэма Уолтона разрушила душу маленького американского города с его средневековыми ремесленными мастерскими и семейными предприятиями.

В высказываниях предпринимателей и политиков становится ясно, как далеко их восприятие реальности от социальной действительности, независимо от партийной принадлежности или политической позиции, что демонстрирует пример одного из демократов в избирательном штабе Джо Байдена.

"95% американцев это может показаться странным, но с 400 тысячами в год ты уже не можешь позволить себе столько, сколько раньше. Я должен оплачивать дом в Грейт-Фоллс и частную школу для обоих детей... Я могу еще радоваться, если в конце года от этих 400 тысяч хоть что-то остается".

Питер Тиль также принадлежит к победителям. В главе "Силиконовая долина" дается портрет человека с радикально-неолиберальными взглядами, который разглагольствует о спекулятивной стратегии на рынке и дарвинистских принципах власти сильного и разбогател как один из создателей платежной платформы в Интернете "PayPal". Но и он пал жертвой новых механизмов на Уолл-стрит. На бирже уже не царят старые элиты. На ней господствуют порожденные компьютерами алгоритмы трэдинга, которые уже не поддаются контролю.

Хотя Тиль утратил большую часть своего состояния, это не привело его к критическому восприятию неолиберализма или общественной активности. Его вывод прагматичен: он теперь вкладывает деньги в технологии предотвращения смерти, доступные только таким миллиардерам, как он сам. На случай, если это не получится, он делает ставку также на создание плавучих колоний в мировом океане, куда не будет доступа черни. В любом случае, демократия представляется Тилю угрозой на будущее.

"Как либералист, он приветствовал такую Америку, в которой бы не полагались ни на старые институты, ни на сообщества, которым долго предоставлялась страховочная сеть и которые давали каждому принадлежащему к ним место в жизни и задавали общие цели. Все это глубоко противоречило представлениям Тиля".

Взгляд на средние и низшие слои

Главные фигуры книги – представители американского среднего слоя или простые рабочие, такие как афроамериканка Тэмми Томас, дочь наркомана и мать троих детей. Первоначально она работала на заводе по производству автомобильных деталей в Янгстауне в Огайо. Когда стальная промышленность пришла в упадок, она лишилась работы. Фирма перенесла производство в Мексику, на неопределенный срок расторгла трудовые контракты и уволила работников с непропорционально низкой компенсацией.
Пример с Тэмми Томас наглядно демонстрирует, как некогда процветавший город с разносторонней культурой превратился в американскую столицу преступности. Когда бесперспективность ввергла большинство жителей в депрессию, Томас представляет тех, кто так глубоко пропитался "американской мечтой" о возможности лучшей жизни, что встают снова и снова. После 20 лет работы на конвейере и несмотря на потерю всех сбережений, она, мать-одиночка, сумела учиться и, наконец, снова начала пробиваться вперед как низовая активистка и социальный работник.

"Проезжая по разбитому асфальту улиц своего детства, Тэмми снова и снова удивлялась пустующим земельным участкам, тишине на некогда столь оживленных улицах. Возможно, она надеялась, что прежние семьи снова выйдут из свих домов, и была теперь разочарована тем, что от квартала ничего не осталось [...] Заведения и школы, церкви, игровые площадки, фруктовые деревья – ничего этого не было. Исчезли также половина домов и две трети их обитателей [...] Когда-то в парке Линкольна можно было выращивать персики, сегодня местность опять одичала. Косули пасутся на заросших земельных участках, посреди крупногабаритных отходов".

Редкий хэппи-энд

Тэмми Томас – исключение с сильной волей, на которое можно смотреть как на диво. Она даже выступала с речью в Вашингтоне. Но ее история – единственная в книге Пэкера, у которой счастливый конец. Тяжкий труд, усилия и воздержание давно уже не ведут к лучшей жизни. Эта старая мечта о восхождении от посудомойки до миллионера после глубоких структурных изменений в обществе уже почти ни для кого не реализуется. Дин Прайс тоже верит в то, что может одной лишь силой воли преодолеть социальные и экономические преграды. Прайс, родом из семьи табачных фермеров в Северной Карлолине и создатель различных предприятий, являет собой символ неуничтожимого американского оптимизма.

Его вера в силу позитивного мышления идет еще из эпохи Великой депрессии. Его самовнушение работает, согласно девизу "Подумай – и разбогатей", который некогда выпустил в мир Наполеон Хилл в своего рода справочнике по социальному лифту. Прайс меняет свои политические пристрастия. Сначала он восхищается рейгановскими республиканцами, затем снова – радикальными зелеными теориями. Для Пэкера в этом предпринимателе сконцентрированы все те главные американские черты, которые служили некогда опорой нации. Но Прайс в перспективе не может выстоять против глобальных компаний. Когда один из его ресторанов терпит банкротство, он погрязает в апокалипсическую беседу с самим собой.
"Иногда он сидел со стаканом бурбона на своей веранде и прислушивался к грузовикам, которые мчались на юг по 220-й дороге, чтобы доставить на бойню живых кур. Они ездили только в темноте; они были наркоконтрабандистами, и перевозили они животных, накачанных гормонами, настолько жирных, что те погибали под тяжестью собственного веса. И он думал о том, что эти куры уже вскоре вернутся в Бодженглс упакрванными кусками [...], и мясо будет погружено в булькающую фритюрницу, о работниках, которые ненавидят свою работу и подают свою ненависть на тарелках клиентам, которые его проглотили, которые разжиреют и с диабетом или сердечным приступом попадут в больницу, где их будут лечить за счет общества. Потом эти люди настолько отяжелели, что разъезжали по "Уолмарту" на электрокарах; подобно отравленным гормонами курам, они уже не могли держаться на ногах".

Отчаянная спираль вниз

Город Тампа во Флориде возник в эпоху бума с недвижимостью как город спекулянтов и банкиров без инфраструктуры, без какой бы то ни было градостроительной идеи и в зависимости от все более темных кредитов. При развале города в пропасть полетели не банкиры, спекулянты или политики, как наглядно показывает в соответствующей главе Пэкер, а, как обычно, тысячи обычных людей. Перед судом ежедневно прогоняли по 120 дел, почти механически и без всякой правовой основе – так стремительно люди лишались своего жилья. Нередко никто уже не знал, кто же владеет правами собственности на дом, так часто перепродавались вздутые ипотечные бумаги. А ведь есть еще и такие жители Тампы, которые не могут позволить себе выплачивать квартплату, как, например, Хартцеллы, которые лишились работы, обеднели и полетели вниз по спирали отчаяния, когда у их дочери был обнаружен рак костей.

Когда журналист Майкл ван Сиклер объезжает превратившиеся в призраки поселения, он посреди покинутых домов натыкается на изнуренных коров. Кто-то завез их в надежде получить налоговую скидку за сельскохозяйственное использование земли, а затем бросил. Животные превратились в символ того, как целый город оказался выдоен насмерть. Проекту железной дороги, который снова мог бы вернуть Тампе будущее, помешало "движение чаепития", которое усмотрело в нем признаки социалистических махинаций.
И здесь Пэкер протягивает ниточку к еще одному катализатору экономического упадка – СМИ. Как печатные СМИ, так и радио и телевидения выступают сегодня мощными партнерами религиозных и ультраконсервативных сил, таких как "движение чаепития".

Самое позднее с отменой "Доктрины беспристрастности", которая с 1949 г. обязывала каждый передатчик представлять важные общественные вопросы объективно и взвешенно, серьезная журналистика шаг за шагом заменяется такими тенденциозно-консервативными программами, как "Фокс ньюс".

Ось зла

Фатальная связь между Уолл-стритом и вашингтонской политикой зримо представлена в портрете лоббиста Джефа Коннатона. Его биографией Пэкер дает, пожалуй, наиболее впечатляющий пример того, как законодательная и судебная система выпотрошена властью крупных концернов. Коннатон начал свою карьеру как пламенный сторонник Джо Байдена, которого он более 20 лет жизни сопровождал в его восхождении к роли второго лица в американской политике. Оказавшись в свое время на Капитолийском холме, он одновременно действовал на Уолл-стрите, составляя часть выгодного мира лоббистов. У Коннатона то, что разыгрывается между крупными концернами и американским законодательством, действительно превращается в ось зла.

"Властные тандемы имели еще и другие возможности колебаться между политикой и экономикой. Когда один приносил домой деньги, другой мог работать в правительственных верхах, а собранное ими при этом знание посвященных текло опять-таки в обе стороны [...] Постельные перешептывания в Вашингтоне могут стоить миллионы [....] Некоторые из этих тандемов принадлежали к постоянному классу в Вашингтоне, группе финансисов, которые образовывали ось между Уолл-стритом и Вашингтоном и работали в министерстве финансов, финансовом комитете или контрольных органах".

Написав книгу "Завершение. Внутренняя история новой Америки", Пэкер представил плод тщательных исследований явления, которое начинает проступать и во всей Европе со времени финансового кризиса. Пэкер разворачивает упадок во всей его масштабности. Его манера рассказчика показывает как причины, так разрушительные последствия, на примере живых историй людей. Детальные многолетние наблюдения и умный подбор действующих лиц позволяет ему проследить процессы, которые, возможно, проявятся и в Германии.

И пусть даже из-за полифонической структуры и обилия деталей целое несколько теряется, книга ясно демонстрирует главное: разительная разница в доходах – это одна из самых крупных социально-этических угроз нашего времени, основанная на сокращении влияния государства. Ведь развалившиеся социальные сети уже невозможно восстановить. Так книгу Пэкера можно читать и как предупреждение, особенно перед лицом предстоящего соглашения о свободной торговле между Германией и США. Она напоминает о том, что здоровье и качество жизни каждого человека есть предпосылка для функционирования демократического общества.

Зайя Александер
http://www.deutschlandfunk.de/das-ende-des-american-dream-die-abwicklung...