ПоискТэги
CNT-AIT (E)
ZSP
Бразилия
Британия
Германия
Греция
Здравоохранение
Испания
История
Италия
КРАС-МАТ
МАТ
Польша
Россия
Украина
Франция
анархизм
анархисты
анархо-синдикализм
антимилитаризм
всеобщая забастовка
дикая забастовка
забастовка
капитализм
международная солидарность
образование
протест
против фашизма
рабочее движение
репрессии
солидарность
социальные протесты
социальный протест
трудовой конфликт
трудовые конфликты
экология
|
Анархистское лицо фадуКогда португальские песни фаду пытаются связать с режимом Салазара и говорят, что он опирался на "Три Ф" (богородицу из Фатимы, футбол и фаду), забывают, что были певцы, которые отнюдь не поддерживали диктатуру, и фадишты, которые боролись против репрессий. Не все певцы избирали для себя легкий путь. Одним из них был Жуан Блэк.
Прежде всего, следует сказать о том, что информации об этом певце и поэте очень мало. Тем, кто захочет написать его биографию, придется нелегко. Но это и не входит в мою задачу. Я хочу всего лишь привлечь внимание к малоизученному или, по меньшей мере, мало известному моменту: политическому аспекту этого музыкального жанра. И рассказать о не очень значительном эпизоде: о том, как я лично познакомился с Жуаном Блэком. Это было во время мировой войны, в начале 1943 года. Мы с родителями жили в Байша, в доме моего деда по отцу. У нее и ее сына (моего отца) характер был тяжелый (хотя оба были хорошими людьми), и они постоянно ссорились. Мы перебрались в дом деда по матери, в квартале Граса, на Руа-Бартоломеу-да-Кошта, внизу улицы Руа-ди-Сападориш, рядом с казармами телеграфистов. На фотографии можно видеть эту местность: стену казармы, здание и небольшую часть еще одного дома. Именно там (видны как раз половина моей двери и окна на первом этаже) жил мой дед, старый рабочий табачной фабрики, самоучка и член компартии. А рядом жил сосед – уже очень старый и лысый сеньор. Это и был Жуан Блэк. В ту пору приходилось стоять в очередях, чтобы купить самые необходимые продукты (картофель, оливковое масло, рис, уголь – все было с ограничениями, и за всем надо было стоять в очереди). Домохозяйки выходили из дома рано утром и шли к дверям магазина, где должны были продавать нормируемые продукты. Первые выходили еще затемно, часов в пять утра или еще раньше. При таких обстоятельствах я и увидел впервые сеньора Жуана Блэка, котором был уже 71 год. Я увидел его медленно спускающимся по лестнице; он опирался на палку с металлической ручкой. Мне он понравился, потому что общался со мной с уважением, а не так, как говорят с детьми многие люди: как если бы те были умственно неполноценными. Мне было тогда 5 лет. Мама ждала меня дома с завтраком. Позднее она рассказала мне, что была договоренность: мы будем делиться с сеньором Блэком одним из продуктов, которые удастся раздобыть: оливковым маслом, если не ошибаюсь. Был уже вечер, и сеньор Блэк, крупный, был в рубашке и подтяжках, которых я никогда не видел – очень широких. Он указал мне на стул, но не стал обращать большого внимания (за что я ему очень благодарен). Он сочинял речь, с которой должен был выступать ночью в "Воз ду операриу", где будет собрание членов. Продекламировав в течение нескольких минут, он спросил меня, понимаю ли я, о чем он говорит. Я сказал, что нет, и назвал непонятные мне слова. Он объяснил мне, что они значат. И заменил их: "Если ты их не понимаешь, они тоже не поймут". Так мы и работали, пока не пришла моя мать, и он попросил ее дать "гражданину еще немного задержаться". Мне, пятилетнему, было безумно приятно услышать такой титул, и я продолжал ему помогать до конца его большой речи. Через несколько недель мои отец и дед помирились, и мы вернулись в Байша. Больше Жуана Блэка я никогда не видел. Уже много позднее я узнал, кем он был: политически связанным с анархизмом, социализмом, республиканством; он был тем, кого сегодня называют "фадишта действия" (“fadista de intervenção”). Он печатался в "Баталья" [печатном органе анархо-синдикалистской Всеобщей конфедерации труда], написал слова анархистского гимна. Вот запись "Анархистского фаду", на его слова и исполняемого, как кажется, им самим. Эти слова хорошо передают его мысли:
Ciência humanitária Гуманитарная наука O mundo há-de assitir Мир сможет увидеть E depois quando existir, И если существовать дальше – Mas o povo subjugado Чем больше угнетенный народ Viver na prisão Жить в тюрьме Карлуш Лоуриш http://aviagemdosargonautas.net/2011/11/19/patrimonio-imaterial-da-human... Настоящее имя Жуана Блэка – Жуан Салустиану Монтейру. Он родился 28 сентября 1872 в Фейжу, умер 18 декабря 1955 в Лиссабоне. Фаду использовалось в качестве политической песни еще до падения монархии в Португалии в 1910 г., и одним из примеров тому может служить Жуан Блэк. Он начал петь в 1893 г. и неоднократно ездил по Алентежу, чтобы исполнять свои куплеты, которые он называл "домашними песнями" (http://www.jose-lucio.com/Pagina2Fado/Cegadas.htm) В ХХ веке фаду как выражение протеста против власти и ее символов приобретает особую роль: социальное фаду (известное также как рабочее или либертарное фаду) становится песней протеста, прежде всего, в начале 1920-х гг., когда в условиях республики росла народная культура, в которой фаду становилось средством пропаганды новых идей. Фаду лирически выражало такие социальные темы, как голод, нищета, борьба против хозяев, вера в лучшую жизнь и в будущее, где окончательная победа станет фактом. Характерным примером этой эпохи служит народный поэт, типограф по профессии, человек с тонким литературным вкусом и прекрасный фадишта, который откликался на псевдоним Жуан Блэк. Его часто можно было встретить в тавернах Касильяша и Жинжала. Его настоящее имя было Жуан Салустиану Монтейру, и он был из Алмады, города, в котором и умер в 1955 г. Поэт, композитор и певец, этот социалист, прошедший республиканскую школу – в 1914 г. вступил в Социалистическую партию Жозе Фонтаны [позднее примкнул к анархистам], завсегдатай праздников и вечеринок и любитель радостей жизни, был настоящей "звездой" эпохи, когда фаду приобрело социальную роль, приобретя огромную популярность среди трудящихся классов, благодаря бурной активности многочисленных культурных коллективов на стыке пения, гитары и народной поэзии. Жуан Блэк стал свидетелем взлета и постепенного упадка этого фаду протеста. Родитель и дитя рабочей народной культуры, фаду подверглось цензуре Национального секретариата по информации Антониу Ферру и подконтрольных ему СМИ. Из-за этих изменений в обществе фаду утрачивало свой любительский характер и свою роль носителя этических и политических принципов и идей, все больше превращаясь в коммерческое средство развлечения. Как говорил сам Жуан Блэк, "Фаду с социальной печатью не умерло; прошла мода, выжив разве что в памяти некоторых исполнителей (...) среди которых знаменитый Алфреду Марсенейру, который поет как Жуан Блэк" (http://fadoportoghese.blogspot.ru/2010/08/portogallo-storia-dei-canti.html)
|
Популярные темыСейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователя и 38 гостя.
|