В. Дамье. Наброски к истории польского либертарного движения (до 1914 г.)

Польская либертарная традиция восходит к идеям о дохристианской, безгосударственной общине – «гмине». Этнограф Зориан Доленген-Ходаковски (1784¬–1825) описывал древнее устройство славян как самоуправление общин. В обоснование «гминовладства» внесли вклад также историк Йоахим Лелевель (1768–1861), лидер левого крыла восстания 1830 г., и «аграрные социалисты», например, Й.К.Подолецки (1800–1855), который представлял социализм в виде федерации ассоциаций производителей, и Эдвард Дембовский (1822–1846) (1), который возглавлял в начале 1840-х гг. подпольную варшавско-люблинскую организацию «Демократическое общество» (2).

ДО пришло на смену другой революционной организации – Содружеству польского народа (1835–1839), которое работало в Кракове, Галиции, Царстве Польском, в Литве, Украине и Белоруссии. Как преемник варшавской группы Содружества, ДО иногда носило то же имя (3). В Галиции и Русской Польше действовал священник Петр Сцегенный (1801–1890), который с конца 1830-х гг. распространял среди крестьян свою «Золотую книжицу» и подложную папскую буллу, осуждавшую социальное неравенство и эксплуатацию и пропагандировавшую революцию против господ и монархов. Группа Сцегенного поддерживала связи с варшавской группой «Содружества польского народа» и планировала восстание в 1844, но оно было сорвано предателем, а сам Сцегенный сослан на царскую каторгу (4).

В Польше существовали и такие группы, как «Молодая Польша», «Союз плебеев» (группа книготорговца Валенты Стефаньского в районе Познани, отвергавшая идею крестьянской собственности как «иностранную», противоречащую славянской общине и готовившая восстание против прусских властей) (5).

Отзвуки этой идеологии звучали в левом крыле польской эмиграции, где имелись последователи Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Ламеннэ и Кабэ (6).

В 1835 г. в Англии С.Ворцель и Т.Кремповецки создали организацию «Польский народ». Они связывали идеи освобождения Польши и социальной революции, критиковали шляхту, феодализм и капитализм. Ворцель отвергал частную собственность и право наследования, отстаивая переход собственности «навечно в руки общества, в руки совокупности». Программа одной из 3 «общин» организации требовал передачи всей земли и плодов ее в руки всего общества – «Всеобщей церкви» (7). В свою очередь, эмиграция поддерживала связи с революционным подпольем внутри страны, направляли эмиссаров и пропагандистские материалы.

Под влиянием революционного движения 1848 г. радикализировалась позиция эмигрантской организации – «Польского демократического товарищества». Еще более радикальные группы («Братский сбор» д-ра Франциска Завадского, «Товарищество польской эмиграции гминовладско-общественных принципов») выступали за общинную собственность и прямую демократию. Соратник Э.Кабе Людвик Круликовски (1799-1880?) пропагандировал в изданиях «Польска христусова» (1842-1846) и «Збратание» (1847-1848) своеобразный христианский анархизм – «Царство божье на Земле» (8). В левом крыле эмиграции большим авторитетом пользовались идеи Прудона. Среди его последователей можно отметить упомянутого С.Ворцеля, пропагандистà кооперации и члена Генерального совета Первого Интернационала Юзефа Чверцякевича («Карда»), Л.Булевского, Токожевича. Долгое время близким соратником Прудона был известный писатель и политический деятель Зигмунд Хойецкий (Шарль Эдмонд). Газеты Прудона финансировал польский «красный граф» Ксаверий Браницкий. Польский романтический поэт Зигмунд Красиньский писал своему другу: «Вся парижская эмиграция, особенно вновь прибывшая, ужасно красная – Прудона чтят, как наставника» (9).

В 1860-е–1870-е гг. на смену прудонизму среди польских левых эмигрантов приходят идеи Бакунина. С ним поддерживали контакт члены «Польского республиканского очага» Л.Булевски, генерал Й.Хауке-Босак. Многие польские эмигранты (Валериан Мрачковский, Ст. Ян Загурски, Ст.Тхужевски и др.) вступили в бакунинское «Международное братство», преобразованное затем в «Общество международной революции». Хауке-Босак был членом «Лиги мира и свободы». Он защищал идею стачки («Стачка», 1869) и провозглашал: «...Место монархии и централизованных государств заступит великая федерация европейских наций с полной автономией не только для каждой провинции, но и каждой общины» («Воззвание к польской демократии», 1867).

Соединить старые общинные традиции и новые идеи европейского антиавторитарного социализма пыталиь на страницах журналов «Гмина» (Женева, 1866–1867) и «Змова» (Париж, 1870) Юзеф Токажевич вместе с Юзефом Бжезиньским и Й.А.Медекшей. При этом они уделяли Польше мессианскую роль возвращения к безгосударственным, общинным истокам славянства. Журнал «Гмина» провозглашал: «Реорганизация обычного устройства на землях, некогда составлявших Польскую Речь Посполитую, осуществится на стародавних основах общинной организации и приспособится к духу современных стремлений»; «Свержение нынешнего государственного устройства на польских землях для и посредством федерации славянских народов». Журнал «Змова» писал: «... Мы провозглашаем заговор народа Польши, Литвы и Руси против внешних врагов и против всего, что внутри страны распространяет, развивает и поддерживает какую-либо собственность» (10).

Связи с рабочим кружком Эжена Варлена во Франции поддерживал переплетчик Антони Мычельский, который в период Парижской Коммуны 1871 г. нередко выступал в роли посредника между коммунарами-поляками и Коммуной. Соратник Бакунина в Швейцарии Валенты Ланкевич участвовал в организованном им движении на Юге Франции, а затем отправился в Париж, где погиб в боях на подступах к городу (11). Всего 400-600 поляков сражались в рядах Парижских коммунаров 1871 г. Польские участники Коммуны, укрывшиеся в Швейцарии, создали 20 мая 1872 г. в Цюрихе «Польское социал-демократическое товарищество». Под влиянием Бакунина организация изменила свою первоначальную социал-демократическую программу и переименовалась в «Польское социально-революционное товарищество». Новая программа, написанная при участии Бакунина, призывала к социальной революции, передаче земли общинам, а фабрик – рабочим товариществам. Общество должно было превратиться в федерацию вольных общин и производственных ассоциаций. Программа обходила молчанием вопрос о независимости Польши. Вероятно, это вызвало очередной поворот в деятельности Товарищества и отказ от бакунизма. Группа постоянно колебалась между анархизмом, социал-демократией и социал-патриотизмом (12). Члены группы объявляли себя «противниками любой государственной власти, не признающими прав истории и политики». Это не мешало им в то же самое время призывать к созданию Польши «свободного в общественном отношении и демократической» (13).

В 1870-х гг. в Польше стали возникать первые рабочие и социалистические организации, причем сторонники различных социалистических взглядов еще не были достаточно дифференцированы. Вопреки закону, в Царстве Польском произошло стихийных 18 стачек, некоторые были массовыми и интернационалистскими. В 1876 г. возник первый социалистический кружок в Варшавском университете. На основе касс сопротивления, объединявших в 1878 г. до 300 человек, была создана сеть революционных кружков, разработана и принята социалистическая программа. Но вскоре на движение обрушились аресты, и его лидеру Л.Варыньскому пришлось бежать за границу (14).

В Галиции рабочие организации появились в конце 1860-х - начале 1870-х гг. В 1868 г. рабочие-печатники и представители передовой интеллигенции создали образовали во Львове культурно-просветительское общество «Звезда». В 1869–1872 гг. действовало Прогрессивное общество печатников. Организовавшее в 1870 г. успешную общегородскую стачку, что стало примером для других рабочих.»Звезда» и его орган «Ренкодзельник» проявляли интерес в Первому Интернационалу, Парижской Коммуне, рабочему движению и антиклерикализму. Б.Лимановский, Э.Кобыляньский и Э.Бжезиньский поддерживал связь с эмиграцией и революционными группами в Царстве Польском и России, организовывали доставку социалистической литературы. С ними сотрудничали украинские революционеры И.Франко, М.Павлык. В 1878 г. был организован процесс над польскими и украинскими социалистами.

В 1878 г. во Львове было основано как орган печатников первое легальное польское социалистическое издание – газета «Праце». Вскоре с ее редакцией слился Социалистический комитет. С 1878 г. во Львове и Кракове работал Варыньский. По его предложению, в 1879 г. «Праце» стала общерабочим органом. Созданная Варыньским тайная организация была разгромлена, и в 1880 г. в Кракове состоялся суд над 35 социалистами. Все они были оправданы. На рубеже 1870-х – 1880-х гг. редакционный комитет «Праце» возглавлял создание рабочих союзов, стачки и т.д. Но уже в 1881 г. организация повела борьбу за всеобщее избирательное право и заявила о создании рабочей партии (15).

В 1879 г. в Женеве начал издаваться социалистический журнал «Рувнощчь». В нем сотрудничали польские социалисты, недавно прибывшие из Польши и находившиеся под влиянием социалистических и анархистских идей – Л.Варыньский (с 1880 г.), Ш.Дикштейн, В.Пекарский, К.Длусский, С.Мендельсон. 29 ноября 1880 г. группа провела нашумевшее собрание по случаю празднования 50-й годовщины Ноябрьского восстания 1830 г. В выступлениях членов группы звучали анархистские идеи и лозунги: «Долой патриотизм!», «Наша отчизна – весь мир!» Группа выступала против приоритета программы национального возрождения польского государства. С этого собрания началось разделение польских левых на патриотов и интернационалистов. С приветствием выступлением от имени Международной ассоциации трудящихся выступил Кропоткин (16). Газета «Рувнощчь» регулярно помещала информацию о деятельности анархистов в Италии, Франции и Германии и сотрудничала с газетой Юрской федерации «Ля Револьте». В июле 1881 г. С.Дикштейн от имени редакции газеты направил приветственную телеграмму Международному социально-революционному конгрессу в Лондону. Пекарский, Мендельсон и Длусский, выступившие за единство социалистического движения, в знак протеста покинули редакцию. Поскольку издание печаталось на средства Мендельсона, оно перестало выходить. Отколовшиеся начали издавать журнал «Пшедсвит», к которому вскоре присоединились сторонники анархистов Дикштейн и Варыньский. Журнал отказывался отождествлять себя с анархизмом (в 1886 г. была опубликована даже программная статья «Почему мы не анархисты»), но продолжал информировать об анархистском движении в Европе, публикуя материалы Лондонского конгресса, сообщения о процессах в Лионе и Чикаго (17).

Вернувшийся в Польшу Варыньский занялся объединением социалистических кружков. В августе 1882 г. была основана Социально-революционная партия «Пролетариат», требовавшая обобществления средств производства и создания социалистического общества. Организация стояла на интернационалистских позициях. Признавался террор как способ борьбы. Большой упор делался на организацию стачек Они стали более упорными, особенно, Жирардовская стачка 1883 г.) и других массовых рабочих акций, пропаганду среди рабочих и крестьян, издательскую деятельность. Организации ее действовали также в Галиции и в регионе Познани (18).

В Кракове, который входил в составе Австро-Венгрии, с января 1883 г. стала издаваться газета «Роботник» (редактор – Шмидхаузен), в которой подчеркивалась необходимость союза с западноевропейским пролетариатом и в первом же номере выражались симпатии к Кропоткину и его агитации (19). В 1883 г. социал-революционеры добились полного перевеса над умеренными в социалистическом движении в Галиции. В Кракове и Львове происходили процессы в связи с обвинениями в государственной измене, создании тайных обществ и распространении подрывной литературы. Изымались запасы динамита (20).

В 1883 г. по инициативе партии «Пролетариат» была издана брошюра Кропоткина «К молодежи» (21). В 1884 г. организация заключила соглашение с "Народной волей". Лидеры "Пролетариата" Л.Варыньский, С.Куницкий и М.Богушевич были арестованы в 1883–1885 гг. В 1885 г. состоялся суд над членами «Пролетариата», 4 человека были осуждены на смерть. Казнены в т.ч. Куницкий и русский П.В.Бардовский, Варыньский умер в 1889 г. в Шлиссельбургской крепости.

Созданный из остатков организации в 1888 г. 2-й «Пролетариат» в 1893 г. объединился с Союзом польских рабочих в марксистскую Соцпартию, в 1894 г. переименованная в Социал-демократию Королевства Польского и Литвы. Сторонники национального социализма (Лимановский, Мендельсон и др.) оформились в конце концов в Польскую социалистическую партию (ППС) (22).

В 1899 г. польская анархистская группа в Женеве издала книгу Бакунина «Бог и государство». В Львове были изданы «Хлеб и воля» (1903) и «Записки революционера» (1904) Кропоткина, а также его обращение к молодежи. В то же самое время (1901–1905 гг.) студент-медик Иозеф Зелиньски выпустил в Париже ряд анархистских и синдикалистских брошюр, в том числе «Всеобщая стачка» (1901), «Ложный социализм» (1902), «Возможен ли анархизм в Польше» (1906), «Боеспособные профсоюзные рабочие объединения» (23).

Оригинальным либертарным теоретиком являлся Эдуард Абрамовский (1868–1918), опубликовавший в 1899 г. в Галиции книгу «Вопросы социализма» и работу «Этика и революция». В 1904 г. во Львове вышла его книга «Социализм и государство». Абрамовский выступал за безгосударственный социализм на основе федерации общин, занимался пропагандой кооперации и издал несколько брошюр. Он предлагал объединение людей, сообща решающих свои проблемы на основе взаимопомощи, в ассоциации и кооперативы, которые соединялись бы на определенной территории в вольные коммуны. Вслед за Толстым, он призывал не платить налоги и не идти в армию. Абрамовский, подобно Кропоткину, считал взаимопомощь, солидарность и братство основным движущим фактором общественного развития и базой будущего строя социальной справедливости. Он полагал, что анархистский коммунизм может утвердиться лишь там, где эти принципы стали подлинной, сознательной психологической потребностью людей. Для этого, утверждал польский теоретик, необходима этическая революция, искореняющая из сознания трудящихся капиталистические понятия и потребности – собственность, государство, отношение к труду как к самоценности. Абрамовский надеялся, что развитие кооперативного движения будет способствовать развитию форм безгосударственной психологии и соответствующих форм общества (24).

Первая анархо-коммунистическая организация на польских землях была создана весной 1903 г. в Белостоке несколькими сотнями еврейских ткачей. Это была группа «Борьба». Вскоре она наладила контакт с возникшими на территории России организациями «Хлеба и воли» (Одесса, Киев) и группами на Западе (Лондон, Париж, Женева). Последние наладили пересылку материалов, денег и оружия. Через 3 месяца после своего создания в «Борьбе» насчитывалось 70 членов, но с ней было связано в десятки раз большее количество людей. От 600 до 800 рабочих собирались на митинги. С самого начала группа делала упор на экономический террор и широкую агитацию среди безработных белостокского региона. Распространялись брошюры и листовки. Перед 1 мая 1904 г. митинги проходили почти ежедневно. Анархисты руководили рядом забастовок, выигранных с помощью экономического террора, нападениями голодных рабочих на булочные и экспроприацией хлеба. Практиковались такие методы борьбы, как стачки, поджоги фабрик, подкладывание бомб в дома и недвижимость фабрикантов, прославившихся особо жестоким и бесчеловечным отношением к рабочим, шантаж, а иногда и убийство штрейкбрехеров. Подавляющее большинство активистов имели возраст от 15 до 20 лет. В течении нескольких лет они вели настоящую войну ни на жизнь, а на смерть с капитализмом и защищавшей его полицией. Наиболее громкими акциями группы стали удачное нападение на почтовую станцию в Крынках, где ей досталось большое количество бланков паспортов и попытка убийства в 1904 г. ткацкого фабриканта Когана, использовавшего труд штрейкбрехеров (покушение совершил анархист Н.Фарбер). В ответ на расстрел полицией митинга рабочих-ткачей (30 человек ранено), Н.Фарбер бросил 6 октября 1906 г. бомбу в полицейский участок, убив 6 человек и себя самого. Белостокские рабочие провели 3-дневную стачку солидарности с всеобщей забастовкой в Лодзи. Расстрел полицией рабочей демонстрации привел к многотысячной манифестации на похоронах; анархист А.Елин бросил бомбу в полицейский патруль, убив и ранив 10 человек, включая помощника полицмейстера. Позже в ответ на убийство солдатами рабочего анархо-коммунисты снова бросили бомбу в патруль: погибли офицер и несколько солдат. 9 мая 1906 г. Елин погиб, отстреливаясь от солдат на кладбище; при этом 1 солдат был убит, другой ранен (25).

Начало революции в Петербурге в январе 1905 г. вызвало общий подъем анархистского движения в Привислинском крае. Одни только белостокские группы «Черного знамени» насчитывали, по некоторым оценкам, около 500 членов. В ответ на события 9 января вспыхнула стачка ткачей. В местечке Крынках (ткацкие фабрики около Белостока) анархисты бросили бомбу в синагогу, где совещалась еврейская буржуазия. Они убили еще одного фабриканта. Затем анархисты и другие социалисты захватили Крынку, изгнали полицию и заняли все официальные учреждения и средства связи. Бундовцы помешали экспроприации денежных средств. Восстание было подавлено войсками. В августе 1905 г. во время стачки на сталелитейном заводе Вечорека анархисты А.Нижборский и Я.Глинский бросили бомбы в его дом. Анархистские группы активно действовали в населенных пунктах, соседних с Белостоком. В Ружанах они неоднократно руководили стачками. В Бельске и Орло действовали крестьянские группы анархо-коммунистов. В Волковыске во время стачки и локаута анархисты убили фабриканта. В Трестене они поддержали ряд стачек, добившихся 8-часового рабочего дня. бросили бомбы в квартиру урядника и в буржуа (сделавший это Б.Гоз впоследствии погиб при вооруженном сопротивлении в Брест-Литовске). В Заблудове во время забастовки анархисты стреляли в фабриканта-кожевника...

В 1906 г. анархисты Белостока создали своего рода анархическую федерацию, в которой объединились 4 цеха: польские и еврейские ткачи, кожевники, скорняки, портные и столяры. Действовало 15 пропагандистских кружков из фабрично-заводских и ремесленных рабочих. Существовала и чисто польская федерация в составе 15 молодых людей в возрасте 16-18 лет, которая занималась пропагандой и подготовкой забастовок. Работали группы агитации среди окрестных крестьян. Белостокские анархисты имели собственную типографию (захвачена полицией в 1906 г.). Они помогали созданию и деятельности рабочих Советов, организовывали саботаж на фабриках, подкладывали динамит в полицейские участки. Федерация вмешивалась в массу стачек, в т.ч. на аппретурных фабриках. В мае 1906 г. во время всеобщей стачки, начатой нитярями, к которым затем присоединились окрестные фабрики, анархисты организовали экспроприации продуктов питания и раздачу их голодающим рабочим, а также конфискации денег у буржуазии. Когда фабриканты объявили локаут, в дома 3 фабрикантов и директора завод были брошены бомбы. Одним из бомбистов был И.Мыслинский. Многие предприниматели бежали, один из них был по возвращении убит анархистами. Впоследствии федерация руководила и другими частичными и всеобщими стачками. Во время забастовок сапожников и портных анархисты стреляли в мастеров и хозяев, в ходе стачки пекарей – взрывали печи. При поддержке анархистов прошли забастовки, с помощью которых рабочие пивоваренных заводов и паровых мельниц явочным порядком добились 8-часового рабочего дня. Белостокские анархисты совершили множество нападений на жандармов, полицейских и представителей государства: взорвали бомбу в жандармской управлении (убито несколько жандармов), застрелили пристава и его помощника, бросили бомбу в другого пристава, убили начальника охранного отделения и полицмейстера (в 1906–1907 гг.). В июне 1906 г. анархисты активно участвовали в самообороне во время белостокского погрома. Они бросили бомбу в военный патруль, а в Соколках вступили в бой со стражниками, убив 2 человек (при этом погиб анархист Б.Бахрах). Были и другие случаи вооруженного сопротивления: в квартале Новый свет анархисты убили агентов полиции и потеряли 2 человек, в другом месте осенью 1906 г. «Исаак» оказал сопротивление при аресте, ранил помощника пристава и городовых, за что был позднее казнен. Анархист М.Шпиндлер убил одного из руководителей белостокского погрома Ножика, а затем бросил бомбу в его вдохновителя - генерал-губернатора Богаевского (тот остался жив). Через несколько дней М.Шпиндлер погиб, отстреливаясь при аресте. В декабре 1906 г. в Варшаве были казнены 3 анархо-коммуниста из Белостока (С.Судобичер, И.Мыслинский и Целек) – участники вооруженного сопротивления и антибуржуазных актов. В 1907 г. военный суд вынес смертный приговор И.Гейликману и А.Коссовскому, которых, несмотря на их вооруженное сопротивление, арестовали в Супрасле около Белостока во время всеобщей стачки 1906 г. Гейликман был повешен в Варшаве, его товарищу казнь была заменена вечной каторгой. (26)

В Варшаве еще в январе 1905 г. из сложившихся в 1904 г. дискуссионных кружков еврейской рабочей молодежи выросла группа, которая с августа 1905 г. официально называлась «Варшавская группа анархистов-коммунистов «Интернационал»». В ней насчитывалось 40 членов, было организовано до 10 пропагандистских кружков со 125 участниками. Организация имела 4 специализированных отдела, которые занимались добыванием оружия и взрывчатки, печатанием листовок, доставкой необходимой литературы, привлечением новых членов и контактами с другими группами. В 1905 г. она издала манифест с призывом ко всеобщей стачке. Члены вели агитацию среди рабочих Варшавы, организовывали саботаж, поджигали пекарни или раздавали хлеб нуждавшимся, прибегали и к вооруженным акциям. Они устраивали митинги, где выступал ораторы на еврейском и польском языках. Анархо-коммунисты руководили забастовками пекарей. Во время первой из них они «явочным порядком» захватили пекарню Нахмина и начали производство на «коммунистических началах». Они руководили этой пекарней, удовлетворяли требования служащих, уплатили часть долгов и вели дело до тех пор, пока предприниматель не согласился принять все требования рабочих. Во время другой стачки было взорвано несколько печей и облито керосином тесто. Испуганные хозяева уступили, забастовка была выиграна. В ходе ряда последующих стачек предприниматели сдавались сразу же, как только узнавали, что ими руководят анархисты. В октябре 1905 г. анархисты выступали на многолюдных митингах (27).

Группа «Интернационал» отвергла буржуазные и парламентские реформы. «Буржуазия дала людям право выбирать депутатов. Ведь она знает, что большинство в парламенте будет буржуазным. Она старается лишь породить в рабочих людях иллюзию, будто при демократии нету неравенства, будто голодный люд при посредничестве своих депутатов сам будет издавать законы и управлять страной...При демократии пролетариям будет дозволена свобода слова, письма, собраний, но все эти «свободы» будут ему даны только при том условии, что они не будут вести революционную борьбу против существующего строя эксплуатации... Не может быть свободы для голодных. Ложь и обман любая свобода, пока существует экономическая ненадежность... Пусть повсюду разольется широкой волной массовый и индивидуальный террор! Рабочий класс должен с оружием в руках обрушиться на имущество и жизнь буржуазии. Пролетариат должен превратить всеобщие стачки в восстание, взять в свои руки города и провозгласить безвластную коммуну, анархическую коммуну, где не будет голодных и сытых, угнетенных и угнетателей, где все будут равны... Пока существует нынешнее буржуазное общество, основанное на насилии, пролетариат может разговаривать только на одном языке – языке бомб и динамита», – говорилось в листовке «Дух разрушения есть дух созидания», распространявшейся группой «Интернационал» в ноябре 1905 г. (28)

Первым террактом группы было подкладывание бомбы в контору банкира Шерешевского. В результате 6 анархистов были арестованы и сосланы в Сибирь. В октябре 1905 г. варшавские «чернознаменцы» во главе с И.Блюменфельдом бросили бомбу в роскошный ресторан «Бристоль»; 1 человек был ранен (29). Вскоре после октября 1905 г. начались репрессии. За распространение листовок среди солдат был арестован анархист Виктор Ривкинд: его осудили на 4 года каторги, а затем расстреляли. Затем последовал целый ряд новых арестов членов «Интернационала»; полиция захватила много оружия, бомб, взрывчатки и тайную типографию. В январе 1906 г. 16 анархистов (С.Розенцвейг, Я.Гольдштейн, В.Ривкинд, Л.Фурцейг, Я.Кристал, Я.Пфеффер, К.Игольсон, С.Менджелевский, К.Скуржа, И.Корнбаум, И.Шапиро, М.Пугач, Ф.Грауман, И.Блюменфельд, С.Шаер, А.Роткопф) были после зверских пыток без суда расстреляны в Варшавской крепости: самому младшему из них было 15, самому старшему – 20 лет. (Руководивший пытками сыщик Грин был позднее убит революционерами). В августе была создана специальная комиссия для расследования дел анархистов-коммунистов. В следующем году прошли новые аресты, и группа «Интернационал» практически перестала существовать. Часть ее членов скрылась за границей, другие сосланы на каторгу и поселение в Сибирь (30).

В августе 1906 г. в Варшаве появляются листовки польской группы анархистов-коммунистов «Свобода». Она призвала к возрождению движения и провозгласила его новый этап. Возрождаются и варшавские «чернознаменцы». Зимой 1906-1907 гг. анархисты руководили рядом стачек. Когда хозяева портняжных мастерских объявили локаут, анархисты-рабочие ответили актами саботажа, обливая товары серной кислотой. Предприниматели уступили. В мастерской Короба анархисты убили во время забастовки нескольких мастеров. При экспроприации был убит директор одного из заводов, анархист Зильберштейн был предан военному суду (31). Варшавская группа «Свобода» установила связи с группами в Лодзи, Седльцах, Ченстохове и Гродно. Весной 1907 г. по инициативе «Свободы» и «Черного знамени» в Ковно состоялась конференция с целью объединения анархо-коммунистов Польши и Литвы. (32).

В последующие годы репрессии в Варшаве продолжались. В 1907 г. полиция арестовала сразу 21 анархиста с бомбами и транспортом газеты «Революционный голос» (33). В январе 1908 г. арестовано 30 человек, в марте сослано 74, в июне 36 человек высланы из Польши, в августе сослано 10 человек, а 11 высланы из Польши, в декабре сослано 7 анархистов. В марте 1909 г. было сослано 11 человек. Круги, близкие к бывшей группе «Интернационал», перестали существовать (34).

Помимо анархо-коммунистов, в Варшаве действовала группа махаевцев «Рабочий заговор». В конце 1906 г. полиция арестовала 19 ее членов, через год 7 членов было повешено и 6 сослано. Кроме того, в Варшаве действовали группы «Бунтовщик», «Экспроприаторы», «Анархия», «Красная рука», «Красный флаг» и т.д. (35).

В Лодзи местная группа анархио-коммунистов убила в 1905 г. фабриканта Куницера, а в 1907 г. директора фабрики Д.Розенталя – за объявление локаута (36).

После подавления революции 1905-1907 гг. анархистское движение в Польше, обескровленное жестоким террором властей, сходит на нет

 

Примечания:

(1) Jaroslaw T. Narodziny anarchizmu w Polsce // Gazeta An Arche. 1996. Nr.38.

(2) Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней. М., 1993. С.131–132. 134.

(3) Советская Историческая Энциклопедия (СИЭ). Т.13. М., 1971. С.228–229.

(4) СИЭ. Т.13. М., 1971. С.897.

(5) Peter Brock. Polish Revolutionary Populism: A study in agrarian socialist thought from the 1830s to the 1850s. Toronto, 1977.

(6) Ibid.

(7) Краткая история... С.133.

(8) Jaroslaw T. Narodziny anarchizmu w Polsce...

(9) А. Каминьски. Идеи Петра Кропоткина в Польше // Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А.Кропоткина. Вып.3. М., 2002. С.36.

(10) Jaroslaw T. Narodziny anarchizmu w Polsce...

(11) К. Вычанская. Польские революционеры и Парижская Коммуна // История Парижской Коммуны. М., 1971. С.648–649.

(12) Jaroslaw T. Narodziny anarchizmu w Polsce...

(13) Daniel Grinberg. Z dziejow polskiego anarchizmu // Ortodox (Lodz). 1990. Nr.5. Listopad. S.4.

(14) Краткая история... С.171.

(15) Там же. С.175–176.

(16) А. Каминьски. Идеи Петра Кропоткина в Польше... С.37–39.

(17) Там же. С.39–40.

(18) Краткая история... С.172.

(19) Dokumente aus geheimen Archiven. Übersichten der Berliner politischen Polizei über die allgemeine Lage der sozialdemokratischen und anarchistischen Bewegung 1878–1913. Bd.1. Weimar, 1983. S.183–184.

(20) Ibid. S.207.

(21) А. Каминьски. Идеи Петра Кропоткина в Польше... С.40.

(22) Краткая история... С.172–173.

(23) Geschichtlicher Überblick über die freiheitliche Bewegung in Polen // Die Internationale. 1925. Januar. Nr.4. S.39.

(24) А. Каминьски. Идеи Петра Кропоткина в Польше... С.41–42; A short study of polish anarchist history // A-Infos. News from Poland. 1997. No.3. October.

(25) Daniel Grinberg. Z dziejow polskiego anarchizmu... S.4–5; Анархисты. Документы и материалы. Т.1. 1883–1916. М., 1998. С.417–419, 192.

(26) D. Grinberg. Z dziejow... S.5; Анархисты... Т.1. С.417–421, 335.

(27) D. Grinberg. Z dziejow... S.5; Salwa. Anarchia w Warszawie (do 1914 roku) // Rewolta (Warszawa). 3.05.1990. Nr.4. S.7; Анархисты ... Т.1. С.415, 656.

(28) Salwa. Anarchia w Warszawie... S.7–8.

(29) Salwa. Anarchia... S.8; Анархисты... Т.1. С.415, 655.

(30) Анархисты... Т.1. С.416; Salwa. Anarchia... S.8.

(31) Анархисты... Т.1. С.416.

(32) D. Grinberg. Z dziejow... S.5.

(33) Анархисты... Т.1. С.417.

(34) Salwa. Anarchia... S.8.

(35) Ibidem.

(36) (Анархисты... Т.1. С.417.