ПоискТэги
CNT-AIT (E)
ZSP
Бразилия
Британия
Германия
Греция
Здравоохранение
Испания
История
Италия
КРАС-МАТ
МАТ
Польша
Россия
Украина
Франция
анархизм
анархисты
анархо-синдикализм
антимилитаризм
всеобщая забастовка
дикая забастовка
забастовка
капитализм
международная солидарность
образование
протест
против фашизма
рабочее движение
репрессии
солидарность
социальные протесты
социальный протест
трудовой конфликт
трудовые конфликты
экология
|
Революционные группы в Будапеште в 1956 годуКак мы уже упоминали (1), в материалах, опубликованных на Западе, есть не так уж много информации о пролетарских группах, которые сражались на улицах (Будапешта осенью 1956 г., – прим. перевод.). Ломакс (2) также лишь кратко пишет о боях самоорганизованного пролетариата за каждый дом. Мы полагаем, что на английском языке доступно немного информации о таких группах и о самых последовательных борцах с (государственной, – прим. перевод.) буржуазией.
Такой была группа с улицы Тюзолто во главе с Иштваном Андьялом. Группа возникла стихийно в Будапеште 29 октября. Ее глава, Иштван Андьял, был активным марксистом-ленинцем, но, несмотря на идеологическую самооценку, он серьезно относился к самоорганизации борьбы и действовал соответственно. Группа пыталась добиться объединения борьбы пролетариата и организовать общее руководство, но это ей не удалось. Различные группы сражались в разных пунктах города и были недостаточно многочисленными, чтобы взять в руки руководство Будапештом. Многие говорят, что в стране происходила широкая революция, но это неверно. В событиях, охвативших Венгрию, принимали участие сотни и тысячи людей, но все же не пролетариат в целом. Большинство жителей были скорее наблюдателями, чем активными участниками происходящего. Упомянутая нами группа была одной из немногих имевших конкретную концепцию (платформу) и действовавших в соответствии с ней. Ее источником стала брошюра Ленина "Государство и революция" – неверно истолкованное ими контрреволюционное произведение, из которого они выводили антиэтатизм, подчеркивая необходимость самоорганизации. Группы состояли из примерно 40-80 членов. но иногда бывали и намного большими по размерам. Они сражались в Будапеште и других районах страны с преобладавшим по численности противником. Из-за своих скромных сил и плохого вооружения, они вели оборонительные бои. Группа Андьяла выпускала листовки; как-то раз она помогла накормить жителей, остановив грабеж (она хотела, чтобы еду получили все стоявшие в очереди). Её члены умудрялись быть одновременно сторонниками независимости (буржуазной мании) и интернационализма, и 7 ноября вывесили одновременно красное знамя и венгерскую трехцветную тряпицу. С другой стороны, они выпустили двуязычные (по-венгерски и по-русски) листовки, объяснявшие советским рядовым солдатам, что они стреляют по революционерам. Они считали этих людей сбившимися с пути товарищами, вынужденными выполнять команды. И в то же время, они доверяли Кадару и пытались вести переговоры с ним, с тем чтобы крыло Кадара возглавило революцию (!), а партия не отделяла себя от масс. Как выразился один из активистов группы, "мы хотим не того, чтобы революция присоединилась к парии, а чтобы партия присоединилась к революции". Однако венгерская большевистская партия выполняла приказы правящего класса и московского центра; она действовала против революции. Латентный большевизм группы с улицы Тюзолто обернулся против нее самой, и это ослабило ее борьбу. Можно провести историческую аналогию между ней и группой Мясникова: обе оказались не в состоянии порвать с большевизмом в теории, но на практике боролись против него. Некоторые из "левых коммунистов" сказали бы, что эти товарищи сражались за цели "настоящего" большевизма. Но это не так: они сражались против власти капитала, против иерархии и против большевистской партии, чтобы уничтожить эксплуатацию пролетариата и добиться бесклассового общества. Хотя они не выступали против партии пролетариата и даже верили, что партия будет осуществлять диктатуру пролетариата, они боролись против всего большевистского течения, пытаясь расширить понятие "партии", путем переплетения партии и рабочего класса. Они вели дискуссии с другими группами. Так, они призывали группу из переулка Корвина изгнать из своего состава бывших хортистских офицеров. В отличие от группы с площади Барошш, которая поддержала всеобщую забастовку, группа Андьяла выступила за возобновление производства – по всей видимости, чтобы обеспечить удовлетворение нужд или чтобы вернуться на прежнюю работу. 4 ноября, когда началось советское наступление, они перекрыли баррикадами район улицы Иллёи и "коктейлями Молотова" сражались с "танками Ленина". Многие члены группы погибли в боях. Затем они направили делегатов к советскому командованию, но то потребовало безоговорочной капитуляции. 7 ноября Иштван Андьял и его товарищи ощутили невиданное прежде смятение: в день "славной годовщины социалистической революции" (а в действительности – начала белого террора большевиков против революции) советские войска атаковали революционеров. На следующий день сопротивление было сломлено. После этого они выпускали листовки, писали стихи с призывами к борьбе, а затем пришли аресты, преследования, многие дезертировали. Иштван Андьял был арестован и в 1958 году казнен. Он почти что сам требовал этого. Своим товарищам он сказал: "Я не хочу проходить через все эти презренные компромиссы, которые ждут вас теперь". Другие пролетарские группы ждал тот же конец. Возвращаясь к книге Ломакса: вопреки тому, что он пишет, упомянутая группа не была "твердой последовательницей" Имре Надя. С другой стороны, странно, что он он лишь кратко пишет о вооруженных группах, хотя в других статьях подчеркивает ведущую роль рабочего класса в событиях 1956 года. Он повторяет историю рабочих советов, избегая какой-либо критики в их адрес – подобно тому, как это делают западные коммунисты рабочих Советов. Различные группы и отдельные люди (от "Социализма или варварства" и Энди Андерсона до "Ситуационистского Интернационала" и анархистского движения) восхваляют венгерские рабочие Советы вместо того, чтобы проявить критический подход к ним. Таким образом они обосновывают весьма опасную концепцию рабочего самоуправления (в рамках капитализма, -- перевод.) и рабочизма. Разумеется, в стране были и другие пролетарские группы: например, с площади Сена, улицы Пратер, с Мориц-Жигмонд-кёртер в Будапеште и группы в провинциальных городах, но мы стремились описать наиболее классово сознательную из них. Мы можем сказать, что в отличие от прославляемых рабочих Советов, эти группы действовали куда более радикально в борьбе против буржуазии. Пролетарские дети, часто 13-14-летние, сражались против танков с "коктейлями Молотова" и ружьями в руках. Их судьбой стала не беззаботная жизнь в коммунистическом обществе, а необходимость прятаться в прачечных, пекарнях и канализации. Многие из них были казнены или брошены в застенки, некоторые сдались. Упомянутые группы и рабочие Советы не соединили свои усилия, вторые боролись оружием забастовки (весьма слабым), а первые... Давайте сделаем обзор. Группа с бульвара Ференца была организована 24 октября; она была небольшой, но дралась с "московскими танками". Группа, созданная на улице Берзенчеи, была предшественницей группы Андьяла. Неподалеку располагалась группа с площади Ференц. Участники сопротивления с улицы Радаи пытались разоружить самых юных и поддерживать порядок. У нас мало информации о группе с улицы Томпа. которая вступила в бой с советскими частями 4 ноября. Как мы уже упоминали, большинство пролетарских групп оборонялись. Но группа, организованная на площади Сена 25 октября, была более крупной. Она действовала в различных районах Буды, захватила казармы, атаковала МИД и тюрьму в Марианостра (слишком поздно, так как заключенные были уже выпущены). Во время советской интервенции ее участники отступили на холмы Буды, но Красная армия уничтожила их. Выжившие члены различных пролетарских групп после поражения революции подверглись преследованиям; многие были казнены; кто-то вел жалкую рабскую жизнь. Те, кто сумели, бежали из страны. Но мы знаем и нескольких человек, которые потом стали фашистами и принялись извращать свою прошлую классовую борьбу и коммунистическую деятельность. Анархо-коммунистический коллектив "Баррикада" (Венгрия) Примечания переводчика: (1) Данный текст представляет из себя отрывок из материала коллектива "Баррикада", озаглавленного "О 1956. Замечания относительно пролетарской революции 1956 года и книги Ломакса" -- http://barricade.hol.es/osztalyharc_tortenete/lomax_hungary_1956.html (2) Bill Lomax. Hungary, 1956. London, 1976.
|
Популярные темыСейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователя и 16 гостя.
|