ПоискТэги
CNT-AIT (E)
ZSP
Бразилия
Британия
Германия
Греция
Здравоохранение
Испания
История
Италия
КРАС-МАТ
МАТ
Польша
Россия
Украина
Франция
анархизм
анархисты
анархо-синдикализм
антимилитаризм
всеобщая забастовка
дикая забастовка
забастовка
капитализм
международная солидарность
образование
протест
против фашизма
рабочее движение
репрессии
солидарность
социальные протесты
социальный протест
трудовой конфликт
трудовые конфликты
экология
|
В.В. Дамье. Анархисты и Венгерская Советская Республика21 марта 2014 г. исполнилось 95 лет со дня провозглашения Венгерской Советской республики. Исследователи немало писали о том, что делали в этот период венгерские большевики и социал-демократы. А какова была позиция анархистов? Об этом -- статья историка.
... Созданая в конце 1918 года компартия Венгрии была вначале далека от большевизма. Венгерские коммунисты требовали коммунализации средств производства и потребления, ликвидации политической машины, создания рабочих и крестьянских советов. В деревнях они призывали саботировать аграрную реформу, провозглашенную буржуазным правительством Республики, создавать кооперативы и сжигать все акты о земельной собственности, в городах агитировали жителей не платить за жилье (1). С созданием компартии либертарная среда Венгрии, состоявшая из анархистов и революционных синдикалистов, раскололась. Такие активисты, как Отто Корвин, Шандор Чизмадиа и другие вступили в новую партию. После провозглашения Советской республики в марте 1919 г. они получили ответст-венные посты в ее руководстве (2). Так, О.Корвин возглавлял отдел политического следствия в наркомате внутренних дел, после падения Советской республике был руководителем подполья, казнен в 1919 г. Чизмадиа возглавил департамент сельского хозяйства и добивался того, чтобы в ходе аграрной реформы начали осуществляться его идеи. Он отстаивал коммунализацию поместий и их передачу не государству, а под управление местных коллективов трудящихся. Но затем он подал в отставку с занимаемого поста. Контакты с либертариями поддерживали и некоторые венгерские коммунисты, например, Тибор Самуэли, который в начале 1919 г. скрывался у поэта-анархиста Лайоша Кашшака. Он и уговорил многих либертариев вступить в компартию (3). Часть анархистов отказалась присоединиться к компартии. Среди них были Карой Краус, румынский адвокат Коган (расстрелян в России в 1925 г.), Бойтор и др. Они создали отдельный анархистский союз, размещавшийся в реквизированном в ходе революции дворце Альмашши в Будапеште. "Альмашшисты" Коган и Бойтор резко критиковали действия ряда комиссаров Советской Республики, особенно Бела Куна, были арестованы, однако, по настоянию их бывших товарищей, занявших посты в Советской Республике, освобождены. Корвин оказывал помощь оппозиционно настроенным анархистам, предоставляя им помещения для собраний, облегчая создание библиотеки, выпуск изданий и т.д. Это была единственная легальная оппозиционная группа в Советской Венгрии (4). Глава этой реорганизованной "Будапештской анархистской группы" К.Краус стал редактором газеты "Таршадалми форрадалом" ("Социальная революция"), возобновившей свое издание в апреле 1919 г. (5) Согласно декларации группы, включенной в произведенное ею издание книги Э.Реклю "Анархия", венгерские анархисты отвергали капиталистический общественный строй, основанный на эксплуатации труда и служащий исключительно интересам капиталистических эксплуататоров и "их сателлитов". "Существующая форма социального сосуществования, государство, лишь увеличивала масштабы имеющегося неравенства в распределении благ; ее милитаризм и система правосудия отнимали жизни лучших и наиболее независимых пролетариев". Анархизм, заявляла группа, "желает положить конец классовому господству и эксплуатации и построить общественный строй, свободный от господства и основанный на самоуправляемом сообществе". Анархисты отказывались выдвинуть программу, но намеревались "вести беспрестанную борьбу за достижение анархистского общества", против любых общественных институтов, основанных на принуждении, "таких как государство, отечество, религия, церковь, псевдо-мораль и капитал". Они намеревались достичь новой этики на базе "единства развития индивида с духом сотрудничества между людьми" и индивидуальной свободы, ограниченной только свободой других, организовать социалистическое общество и труд на основе свободы, добиться свободного и разностороннего образования для всех. Группа требовала, чтобы любое правительство предоставило анархистам свободу агитации. В экономической области она призывала не к созданию государственного социализма, "который парализует индивидуальность", а к "свободной и братской ассоциации всех трудящихся", "при отсутствии любого внешнего господства". Все эти меры анархисты рассматривали, как "первый шаг", отделяющий человечество от того, "что есть животного в человеке", и служащий развитию всего доброго в нем. Цель состояла в том, чтобы заменить нынешнее состояние борьбы за существование таким, в котором "любовь и взаимная помощь будут господствовать как естественные законы" (6). Отношение организованных венгерских анархистов к Советской Республике было противоречивым. Временами группа критически признавала диктатуру пролетариата, но описывала свою позицию, как позицию "скромного пассажира, который, когда неуклюжий кучер не может вывезти повозку из канавы, хочет слезть и помочь возобновить рейс", чтобы повозка быстрее доехала до цели – свободного общества анархии ("Саломе", в номере от 20 июня 1919 г.). В других случаях, как Краус в номере от 5 июля 1919 г., анархисты одобряли революцию, высказывали сожаления относительно репрессий, но объясняли их контрреволюционным сопротивлением "слепых, вероломных, злобных и жестоких" защитников старого мира. Одновременно они осуждали диктатуру коммунистов, поскольку "любое правление – это классовое правление". Наконец, в последние недели Советской республики газета анархистов делала акцент на отождествлении анархизма с новой культурой и ростом сознания (7). "Два слова – анархия и культура, – писал Краус в одноименной статье в номере от 5 июля, – в действительности, выражают одну и ту же вещь: этическое, духовное и экономическое положение человечества, которого до сих пор никогда еще не существовало, но которое должно настать и неминуемо настанет, поскольку к этому ведут законы общественного развития". Краус повторял тезис о животном происхождении человека и его пути к человечности ("через варварство к цивилизации") по мере совершенствования его мозга, развития знаний и самопознания и распространения этики как основы жизни. Анархизм стремится, согласно Краусу, преодолеть этику отдельных групп, ассоциаций и классов и добиться объединения человечества в общество. Этот процесс, по его мнению, ведет к становлению нового культурного человека – "богочеловека" или заратустровского "сверхчеловека", к свободе, равенству и братству, немыслимым друг без друга, и к переходу от "автономной личности" через "автономное сообщество" к "федеративному союзу народов". "Анархистское движение, – провозглашал венгерский анархист, – это культурное движение", подлинный анархист – это "человек культуры", "человек будущего". "Никто не должен думать, что сегодняшняя борьба бесполезна. Бедный угнетенный и пренебрегаемый человек труда является основой, основным источником и мотивирующей силой будущего – но только если мы сумеем оторвать его от настоящего и перенести его в будущее. Задача состоит не в том, чтобы возбуждать ненависть, пропагандировать борьбу и углублять антагонизм, а в том, чтобы закалять его волю, развивать его дух, усилить его человеческое достоинство и повышать его этику. Если он достигнет этих высот, никакая власть не рискнет противостоять ему. Тогда он станет родителем культуры – анархистом. Проснись пролетарий – будь человеком!" (8) С критикой тирании Советской Республики выступали поэт Л.Кашшак, ставший членом Директората писателей Венгрии, и его группа "Сегодня". В июле 1919 г. газета и группа "Сегодня" были запрещены (9). Но это было не единственное канархистское издание, посвященное вопросам культуры. В 1918-1919 гг. в Будапеште (а также Вене и Берлине) издавался культурно-анархистский журнал "Горизонтхефте" ("Горизонтфюзед"), редактором которого был Эмиль Ситтья (10). После поражения Советский Республики деятельность анархистов в Венгрии – как вошедших в компартию, так и оппозиционных – была запрещена. В попытке спасти арестованных революционеров находившиеся в Вене либертарии профессор Штяссны, Марсель Фельдмар и Маутнер попытались нелегально проникнуть в Венгрию, но были выданы бывшим секретарем Б.Куна и схвачены в декабре 1919 г. Штяссны был повешен; Фельдмар в 1920 г. найден мертвым в камере, а Маутнер, командовавший в период Советской республики артиллерийской батареей, был в апреле 1920 г. приговорен к смерти, но в июне 1921 г. выслан из страны (11). Либертарии ушли в подполье... Примечания: (1) A.Dauphin-Meunier. La Commune Hongroise et les Anarchistes (21 mars 1919 – 7 aout 1919). Paris, 1926. Р.15-16. (2) Ibid. P.26. (3) Ibid. P.26-27, 54. (4) Ibid. P.26-27. (5) Thinkers of Libertarian Socialism in Hungary 1884–1920. Introduction // Liberty and Socialism. Writings of Libertarian Socialists in Hungary. Savage (Maryland), 1991. P.XXI. (6) Budapest Anarchist Group: Summary of the World-view of the Anarchists in Hungary // Liberty and Socialism. Writings of Libertarian Socialists in Hungary... P.209–210. (7) Thinkers of Libertarian Socialism in Hungary 1884–1920. Introduction... P.XXI–XXII. (8) Karoly Krausz. Anarchy and Culture // Liberty and Socialism. Writings of Libertarian Socialists in Hungary... P.35–37. (9) http://www.artnet.com/library/04/ 0459/To45952.asp; http://www.budapeszt.infinity. waw.pl/slawni/kassak.html. (10) Datenbank des deutschsprachigen Anarchismus. Abteilung: Periodika. 1798-2001 ff. Dok.Nr.:DA-P0002163 – http://www.free.de/dada/dada-p/ P0002163.HTM. (11) A.Dauphin-Meunier. La Commune Hongroise... P.75.
|
Популярные темыСейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователя и 17 гостя.
|