Движение «захватов»: антикапитализм против популизма

Движение «Захватите Уолл-стрит» является одним из самых интересных политических событий за многие годы, но, как и у любого социального движения, у него есть свои противоречия. Как я уже вскользь отмечал в конце моего предыдущего поста (https://aitrus.info/node/1750), движение «захватов» уязвимо для правого проникновения, так что многие прогрессивные активисты сетуют на недостаток в нем четкой антикапиталистической и антифашистской политики. В то время как одни «захватчики»  выдвигают радикальный классовый анализ, другие высказывают своеобразный либеральный популизм, который связывает проблемы с конкретными институтами, политикой или субъективным поведением, а не с капиталистической системой.

Некоторые левые на других сайтах указывают на эту политическую ограниченность и ее печальный резонанс с правой идеологией. Здесь я хочу обобщить некоторые из их основных моментов и привести важный контр-пример антикапитализма движения «захватов»: план блокады портов на западном побережье движением «захватов», намеченной на 12 декабря.

Против «алчности корпораций»

Билл Вайнберг (http://news.infoshop.org/article.php?story=20111108011422978) призвал «захватчиков» занять четкую позицию в отношении капитализма, отвергнув оборонительный лозунг «Мы не против капитализма, мы против алчности корпораций». Вайнберг заявляет: «За этим ответом скрывается предположение, что при наличии достаточного общественного контроля или (в более реакционной версии), если бы Уолл-стритские брокеры действовали с большим патриотизмом, капитализм мог бы работать».  Неспособность атаковать капитализм как систему, утверждает он, открывает больше пространства для «фантазий в духе золотого стандарта, фетишизма Федеральной резервной системы и других правых, про-капиталистических реакций на кризис» – включая антисемитизм (http://newjewishresistance.org/blog/wall-street-protests-marred-anti-semitism).

Росс Вулф (http://rosswolfe.wordpress.com/2011/11/02/concerning-greed-and-romantic-anti-capitalist-nostalgia-for-a-kinder-gentler-capitalism-past/) точно также критикует тенденцию многие протестующих возлагать вину за все несправедливости капитализма на алчность. Он утверждает, что это ошибочный упор на «вторичную характеристику капитализма по сравнению с чем-то более фундаментальным» и игнорирование того, что «сами капиталисты повинуются внутренней логике капитала».  Даже если капиталист очень богат, он «постоянно вынужден вновь вкладывать свой капитал в производство, чтобы остаться на плаву».  Таким образом, «капитализм – это не моральная, а структурная проблема». Вулф говорит далее, что объяснение капиталистической несправедливости моральными недостатками богачей «в конечном счете, ведет к тому, что можно назвать «дьявольским» взглядом на общество: идее, что АО всех бедах общества можно обнаружить след, ведущий к неким интригам клики бизнесменов, устроивших заговор для того, чтобы как можно лучше надуть широкую общественность. (Это «дьявольское» представление об обществе недалеко ушел от теорий заговора насчет «Нового мирового порядка», масонов или «мирового еврейства»…)».

Прославление «реальной» экономики

То, что движение «захватов» фокусируется на банках, является связанной с этим ловушкой: все зависит от того, воспринимаются ли банки как основной компонент капиталистической системы или же как паразитический нарост на ней. Как отмечает в широкой дискуссии относительно движения «захватов» BobFromBrockley (http://brockley.blogspot.com/2011/11/more-notes-on-occupy.html), «высокая оценка хорошей, честной, органической «реальной экономики» в противовес распустившему свои хищные щупальца финансовому капиталу – это не только особенность движения Zeitgeist и антисемитских чудиков», но заимствовано, к примеру, и либеральными христианами. Боб продолжает:

«Идея о том, что капитализм был бы хорошим, если бы мы удалили весь этот туман и зеркала финансовых штучек и вернулись к «реальному» материальному производству, не только глубоко реакционна (основана на ностальгии по тому, чего никогда не существовало, и весьма близка к «социализму дураков», полагающему, что все проблемы – в финансистах-евреях). Она еще и  полная ерунда в эмпирическом отношении. Потогонные производства, в которых взрослые и дети долгие часы вкалывают в ужасных условиях, чтобы изготовить одежду и электронные детали, являются частью «реальной экономики». Как и плантации биотоплива, которые пожирают тропические леса, обеспечивающие воздух, которым мы дышим. Как и нефтяные скважины и нефтепроводы, которые отравляют дельты наших рек, как производство орудий пыток и войн, колтановые рудники, за которые убивают и гибнут центральноафриканские дети-солдаты, как монокультуры сои и рапса, которые мы вынуждены ежедневно есть,  как кровати, на которых мы спим и которые сделаны из спиленных тропических лесов, и т. д. Любой наемный труд предполагает эксплуатацию, о какой бы части капиталистической экономики ни шла речь. «Реальная экономика» может быть реальнее, но это не делает ее лучше».

Остановка портов Западного побережья и классовая политика

В отличие от либерального популизма, план «захватчиков» Западного побережья остановить работу портов 12 декабря показывает движение как ведущее борьбу со структурным, классовым неравенством. Действие специально запланировано в знак солидарности с трудовыми конфликтами портовых рабочих в Лонгвью (штат Вашингтон) и Лос-Анджелесе, но намеревается в более широком плане «экономически нарушить Уолл-стрит с моря».  На сайте акции  заявлено, что «американские порты ... стали экономическим двигателем для элиты; 1% этих торговых центров служат для того, чтобы свободно сдирать последнюю рубашку со спины 99% тех, кто обеспечивает их прибыли». В заявлении (http://occupyseattle.org/resource/west-coast-port-shutdown) об остановке порта движения «Захватите Сиэтл» говорится, что «движение захватов является частью рабочего движения», независимо от того, являются ли его участники членами профсоюз, безработными, студентами или бездомными. В заявление из Сиэтла также отмечается связь между антипрофсоюзными действиями корпораций, урезаниями государственного бюджета, которые бьют по трудящимся, и полицейским насилием и преследованиями активистов «захватов» по всему миру. (…)

Антикапитализм в противовес либеральному популизму является лишь одним из аспектов движения «Захватите Уолл-стрит». Эта тема не сужает динамику движения или текучесть: она открыло важное новое пространство для людей, позволяя им рассказать свои истории и обсудить, что происходит в экономике и обществе, и то как люди могут измениться – иногда очень быстро – участвуя в массовых акциях или сталкиваясь с полицейскими репрессиями. Критика капитализма как системы – не полный рецепт для радикальных перемен, но их необходимый ингредиент.

Мэттью Н. Лайонз

http://threewayfight.blogspot.com/2011/12/occupy-movement-anti-capitalism-versus.html

См. по теме "Захвати Уолл-стрит":

США: движение «захватов» продолжается, несмотря на репрессии

Движение «Occupy»: новые захваты и новые репрессии

«Возмущенные» не сдаются: «Пора устроить коммунистическую революцию!»

Заявление движения «Захватите Уолл-стрит» против антисемитизма

Правые ищут расположения движения «Захватите Уолл-стрит»

Полиция снесла лагеря протеста в Нью-Йорке и Цюрихе

Репрессии против движения «возмущенных»

Все взгляды прикованы к Окленду: борьба продолжается

Окленд: «возмущенные» призывают к всеобщей стачке

Синдикалисты США в движении протеста «Захватите Уолл-стрит» (OWS)

«Захватите Уолл-стрит» не сдает позиции

Протестующие в Лос-Анджелесе говорят о революции и поют «Варшавянку»

Протесты в США продолжаются

Участники протестов «Захватите Уолл-стрит» арестованы на Бруклинском мосту

Всемирный антибанковский день